1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Обзор фетв по желатину

С развитием современных биотехнологий в пищевой промышленности растет также проблема для мусульман в связи с определением того, какой вид продуктов является «халяль» и «харам» на рынках немусульманских государств. Желатин можно назвать одним из таких проблемных продуктов.

Желатин представляет собой твердый измельченный продукт светло-желтого цвета, без запаха и вкуса. Обладает большой желирующей способностью и высокой вязкостью.

Основным сырьем для производства желатина является соединительная ткань (коллаген) млекопитающих, который получают в основном из свиных шкур и спилок (средняя прослойка кожи) шкур крупного рогатого скота. По способу предварительной обработке различают желатин типа А (acid) (кислотный способ) и желатин типа B (basic) (щелочной способ). Сырьем  для желатина типа А являются свиные шкуры с остатками жира.  Свиней, в отличие от крупного рогатого скота, забивают в относительно раннем возрасте, поэтому соединительная ткань кожного покрова молодняка окончательно не структурирована и не требует интенсивной и предварительной обработки щёлочью,  и она подвергается только однодневной обработке кислотой для того, чтобы коллаген стал растворимым в тёплой воде. Для получения желатина типа В, разрезанные на куски спилки шкур рогатого скота (а также и свиные шкуры) обрабатывают раствором окиси кальция (известковым молоком) или щелочи натрия сроком от двух недель до трёх месяцев. В это время происходит частичное разрушение структурных связей в коллагене, а также отщепление белков, не содержащих коллаген, и других примесей. Затем сырье промывается и нейтрализуется для выведения солей. С помощью многостадийного процесса подачи теплой воды желатин экстрагируется из подготовленного сырья.

Среди мусульманских ученых существует разногласие относительно того, становится ли желатин, который в своей основе была нечистотой (наджас) чистой в результате изменения ее свойств и качеств. Среди ученых, которые считают что при производстве желатина имеет место «истихаляту наджаса» (изменение сущности вещи и ее преобразование), и что нельзя запрещать дозволенное: Доктор Юсуф Аль-Кардави (член многих Советов по фикху), Доктор Абдуль-Гаффар Аш-Шариф (Профессор кувейтского колледжа по Шариату), Тахир аль-Махди аль-Балили (Европейский Совет по фикху), Мухаммад Ал-Хаваари (Европейский Совет по исследованиям Фикха), Шейх аль-Албани и др. Такого же мнения придерживаются и в Совете Муфтиев России.

Однако, встает вопрос насколько коллаген, из которого изготавливают желатин, подвергается химической реакции, подобно тому как спирт в вине превращается в кислоту в уксусе. Меняется ли при этом состав молекулы? По большому счёту экстрагирование коллагена напоминает приготовление холодца из костей и соединительных тканей путем их варки в кастрюле. Также происходит частичное разрушение структурных связей в коллагене и растворение его в воде, но только без выведения солей. Можем ли мы считать высушенный и измельченный холодец, приготовленный из свинины, халяльным? На вопрос, подвергается ли при производстве желатина коллаген химической реакции, представитель Могилевского желатинового завода (ОАО «Можелит») ответила: “Коллаген в химическую реакцию не вступает».

Ученые, которые считают, что желатин, полученный из запрещенных к еде животных, нельзя использовать (или сомнителен) для еды: Муфтий Южной Африки Ибрахим Десай, Доктор Миан Риаз, Аятолла Абдуль Кассим аль-Хое из Ирана, Шейх Мухаммад Салих Аль-Мунаджид, Шейх Абдус-Саттар (Профессор Университета Аль-Азхар) и др.

В заключение хотелось бы сказать, что если ученые спорят о желатине, произведенном в немусульманских странах, то он, как пищевой продукт, по крайней мере, сомнителен. А сомнительное мусульмане, при наличии выбора, должны избегать. И Аллах знает лучше.

Мухарлямов Ильгам

fondihlas.ru


Меню навигации