1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

САДАКА АЛЬ-ФИТР

Все, что нужно знать о фитр - садака

Садакату фитр – это садака, которую каждый свободный мусульманин, имеющий хоть небольшие средства, обязан (ваджиб) выплатить в конце месяца Рамадан. Чаще всего этот вид милостыни называют «фитр» (фитрат), то есть, милостыня, которую люди дают согласно божественному замыслу своего творения, своей природе.

Начало выплате фитра было положено на второй год хиджры, в тот год, когда всем мусульманам была вменена обязанность соблюдения поста в месяц Рамадан. Это было еще до повеления Аллаха отдавать закят. С одной стороны, это акция взаимопомощи и взаимовыручки. Также фитр служит поводом для принятия (богоудности) поста, спасения от предсмертных мук и мучений в могиле. Фитр – это помощь нуждающимся, чтобы способствовать их присоединению к общему празднику – празднику Рамадан.

Хотя фитр становится ваджибом с рассвета первого дня месяца Рамадан, но его можно дать за несколько дней до окончания поста, и даже за несколько месяцев или лет вперед. Таким образом, нуждающиеся люди решат свои материальные проблемы еще до окончания праздничных дней.

В хадисе, переданном ибн Аббасом (радыйаллаху анхума), говорится: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал фардом выплату фитра с целью очищения постящихся от пустых и скверных слов, а также как пропитание для неимущих. Кто выплатит фитр до совершения намаза (праздничного), совершит благочестивое дело. Кто же выплатит фитр после намаза, то это превращается в обыкновенную милостыню» (Бухари, Закят, 70, 71, 77; Муслим, Закят, 12, 13, 16; Абу Дауд, Закят, 18, 20; Насаи, Закят, 31, 33; ибн Маджа, Закят, 21).

Абдуллах ибн Саляба (радыйаллаху анху) говорил: «Как-то Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) еще до наступления праздников призвал: «Дайте один «са» милостыни из пшеницы, овса или фиников. Дайте милостыню за своих невольников (слуг), за маленьких (детей) и больших (старших людей)» (Ахмад бин Ханбаль, 5/432).

В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри (радыйаллаху анху), о видах и количестве продуктов, которыми можно дать фитр, говорится: «Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был еще среди нас, закят фитр давали следующим образом: продуктами питания – 1 са, финиками – 1 са, ячменем  – 1 са, изюмом – 1 са или «кеш» – 1 са. Пока жив, я буду постоянно давать милостыню» (Ахмад бин Ханбаль, 3/183). Под продуктами питания в этом хадисе подразумевается пшеница, под «кеш» – мука, смешанная с жирным молоком и высушенная. Все приведенные хадисы доказывают, что количество фитр, выплаченного пшеницей, ячменем, финиками и изюмом, достигает одного са. Но в хадисе, сообщенном ибн Аббасом и Амром ибн Шуайбом  (радыйаллаху анхум)со слов его отца и деда, говорится, что мера фитра пшеницы – половина са. Текст хадиса, переданный ибн Аббасом (радыйаллаху анхума), таков: «Садака фитр представляет собой 2 мудда пшеницы» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 4/183).

В шариате один «мудд» равен ¼ части «са» и соответствует 260 дирхамам. По мерам шариата, 260 х 2,8 = 728 граммов. Следовательно, половина са пшеницы = 2 мудда х 728 = 1456 граммов. Один са равняется 2912 граммам. В народе принято, что один дирхам весит 3,2 грамма. Один са равня-ется 1040 дирхамам х 3,2 = 3328 граммов. Половина этого – 1664 грамма. Это количество пшеницы и количество фитра.  (См.подробнее: Х. Дёндюрен, ибн Абидин терджумеси фихристи ве теримлер созлугу. Ста бул, 1988, Дирхам, Са ве Муд мадделер; аль-Касани, 2/72; ибн Хумам, 2/36-41; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/140-147).

Исходя из этого, меру фитра можно определить следующим образом:

1. Согласно мерам веса шариата, фитр с ячменя, сухих фиников и изюма составляет 3 кг. Согласно мерам, принятым в народе – 3,33 кг.

2. Фитр с пшеницы и муки, которая является производной пшеницы, согласно мерам шариата, составляет 1,5 кг. Согласно мерам, принятым в народе – 1,66 кг.

Из двух мер веса можно предпочесть любую, но, исходя из того, что мера, имеющая хождение в народе, гораздо больше, она и в большей степени служит пользе нуждающихся. Следовательно, способствует получению большего саваба.

По мнению имамов трех мазхабов, за исключением ханафитов, фитр с пшеницы составляет 1 са.

Вместо четырех видов продуктов можно выплатить и их номинальную стоимость. Но если бедняки больше нуждаются в этих продуктах, лучше фитр отдать в натуральном выражении.

Каждый свободный мусульманин, обладающий имуществом, достигшим нисаба, обязан выплатить фитр, причем не имеет значения – взрослый это человек или маленький, в здравом рассудке или умалишенный. При этом мера нисаба рассчитывается только после обеспечения семьи вещами и предметами первой необходимости. Сюда входят дом, одежда, домашняя утварь, средства передвижения, оружие, слуги, средства, достаточные для месячного содержания семьи. Однако известно и другое мнение, согласно которому, должны быть средства, для годового содержания семьи и уплаты всех долгов. Нисаб составляет 200 дирхамов серебра или 20 мискалей золота, или же средства, стоимость которых равна 200 дирхамов серебра или 20 мискалей золота. Но в этом случае не обязательно, чтобы со дня достижения нисаба прошел год.

Если мусульманин скончался до наступления рассвета праздничного дня Рамадан или попал в тяжелую ситуацию, ему необязательно платить фитр. Также выплата фитра необязательна за ребенка, который родился на рассвете и для только что принявшего Ислам. Но если состоятельный мусульманин скончался на рассвете праздничного дня, выплата фитра становится ваджибом. Если он сделал завещание, то за него выплачивают 1/3 часть наследства. Выплата фитра становится ваджибом и для мусульманина, который по уважительной причине не смог соблюдать пост. Как, например, болезнь, путешествие или преклонный возраст. Каждый мусульманин, который обладает состоянием, достигшим нисаба, обязан выплатить фитр как за себя, так и за своих детей и слуг. Также фитр выплачивают за бедных или больных членов семьи. Если у ребенка отец скончался или обеднел, то фитр может выплатить отец его отца, то есть, дедушка. Однако, есть мнение, что в таких случаях дедушка может не платить фитр за своего внука. Никто не обязан платить фитр за свою супругу и детей, достигших совершеннолетия и находящихся в здравом рассудке, так как они обладают всеми правами. Если супруга и дети обладают состоянием, достигшим нисаба, они должны выплатить фитр из своих средств. Но если супруга или дети разрешат мусульманину выплатить за них фитр, этого будет вполне достаточно. Если они находятся на попечении отца или все живут под одной крышей, отец может выплатить за них фитр без их разрешения. Никто не обязан выплачивать фитр за своих родителей, если даже они живут в одном доме. Исключением является тот случай, если отец бедный или умалишенный.

Кроме ханафитов, имамы трех мазхабов считают, что выплата фитра становится ваджибом после захода солнца в последний день месяца Рамадан. Откладывание выплаты фитра на после праздничные дни является харамом. Исключением является наличие уважительной причины.

Наряду с этим, опоздание с выплатой фитра не освобождает от этой обязанности. Фитр нужно выплатить в любом случае (Ибн Хумам, Фатхуль Кадир, 2/29-31; ибн Абидин, Раддуль Мухтар, 2/98; аль-Фатаваи аль-хиндия, 1/179-181; ибн Рушд, Бидаятуль муджтахид, 1/269; ибн Кудама, аль-Мугни, 3/55).

Категории людей, которым выплачивается фитр-садака, аналогичны тем, кому отдают закят. Предварительно сделав намерение, фитр отдают бедным людям. Намерение можно сделать и в момент выделения средств для фитра, можно и в момент передачи. Но необходимо учесть, что при передаче фитра в руки бедного человека, лучше не говорить о том, что это фитр-садака.

Нельзя давать фитр-садака своей супруге, близким родственникам, то есть, родителям, детям и внукам.

Абу Юсуф и Имам Шафии считают, что фитр нельзя давать бедному «зимми». Фетва опирается именно на это мнение, ибо целью выплаты фитр-садака является намерение помочь мусульманину в праздничные дни, чтобы он вместе со всеми встречал праздник, находясь в умиротворении, совершал поклонение Аллаху. А если дать фитр зимми, данная цель не будет осуществлена.

Фитр-садака можно дать как одному, так и нескольким людям. Множество людей могут дать свою фитр-садака как одному бедняку, так и нескольким. Однако, согласно одному мнению, одну фитр-садака нельзя делить между несколькими людьми. Можно объединить фитры, которые выплачивают несколько людей, и распределить между нуждающимися. Но наряду с тем, лучше всего передавать фитр-садака по-одному, так как этот подход более приемлем с точки зрения справедливости.

Факихи единодушны в том, что передача садака сразу после наступления рассвета праздничного дня, до совершения намаза ‘ид-аль-фитр, является мустахабом. При этом они исходят из хадиса, переданного ибн Умаром (радыйаллаху анхума): «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел вручать фитр еще до выхода людей на праздничный намаз» (аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 4/183).

Фитр-садака нужно раздавать нуждающимся людям в местах проживания. Отправление фитр-садака в другие места является макрухом.

В хадисе о фитр-садака перечислены четыре вида пищевых продуктов, что значительно облегчает практическое осуществление взаимопомощи и благотворительности в любые времена и в любой стране, так как цель выплаты фитра заключается в однодневном обеспечении продуктами нуждающихся. Это достигается либо предоставлением продуктов, либо оказанием помощи в денежном эквиваленте. Если изначально была бы установлена денежная сумма, то конечный результат был бы неясен, ибо цены на продукты постоянно меняются, вследствие чего бедняки не смогли бы купить продукты в установленном количестве. Таким образом, цель фитр-садака осталась бы не достигнутой.


Меню навигации