1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

О ВЫПЛАТЕ ЗАКАТ АЛЬ-ФИТР ДЕНЬГАМИ

Обоснование мнения ученых ханафитского мазхаба.

«Спросите же обладателей знания, если вы не знаете». Сура «Пчелы», аят 43.

Вся хвала Аллаху, мир и благословение тому, после кого нет и не будет пророков — нашему господину Мухаммаду, посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто последовал за ним наилучшим образом до Судного дня.

Закат аль-фитр вменен в обязанность как очищение для постящихся и пропитание для нуждающихся. Единогласны правоведы в том, что обязательный размер в нем — са’ фиников или ячменя, и разошлись в его размере в пшенице. Большинство считает, что его обязательный объем в пшенице так же один са’, а ханафиты считают, что его обязательный объем — половина са’ пшеницы, или ее муки, или ее каши. Са’ — это мера измерения объема у мединцев, которая равна четырем муддам. У большинства са’ в весе приравнивается к 2,04 кг, а у ханафитов — 3,25 кг. А высчитывается его стоимость по наименьшей стоимости основного продукта питания в стране, поскольку основа в том, что больше чем это не относится к обязанности (бараату зимма) того, на кого возложено выполнение шариатских обязанностей (мукалляф). А что касается его выплаты деньгами, то это разрешено согласно шариату и больше подходит для достижения шариатской цели, которая заключается в улучшении положения бедных и организации достатка для них в день праздника. А то, что в хадисе упомянуты несколько видов продуктов, то они упомянуты для облегчения и устранения сложности, а не для ограничения обязанности только ими. Как сказал пророк, да благословит Аллах его, его семью и ниспошлет мир: «Избавьте их от нужды обходить людей (с просьбами) в этот день». (1) Привел его Ибн ас-Са’д в «ат-Табакат» и ад-Даракутни от Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом. А избавление от нужды сейчас достигается деньгами, а не зерном, и потому в соответствии с этим дается фатва в наше время, поскольку это более соответствует целям шариата, и в этом больше пользы для творений.

И в соответствии с этим поступала группа праведных предшественников (саляфов) из старших сподвижников, таких как повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб, его сын Абдуллах, Ибн Мас’уд, Ибн Аббас, Муаз ибн Джабаль, Муавия ибн Аби Суфьян и другие, да будет доволен ими Аллах. И в соответствии с этим поступали многие табиины и праведные предшественники (ас-саляф ас-салихин). Такие как праведный халиф Умар ибн Абдульазиз — он написал об этом своим работникам в областях, аль-Хасан аль-Басри, Абу Исхак ас-Сабиы — имам из табиинов, проживавших в Куфе. И он передал это, отнеся это дело к тем, кого застал из праведных предшественников. А застал он примерно сорок сподвижников, из них: Али ибн Аби Талиб, Ибн Умар, Ибн Аббас, Ибн аз-Зубейр, Джарир аль-Баджали, да будет доволен ими Аллах. И (застал) других из старших сподвижников и табиинов.

Это мазхаб ханафитов, группы маликитов, то, что следует из слов тех, кто допустил это из шафиитов при отсутствии текста (от самого аш-Шафии). О разрешенности поступать в соответствии с этим дал фатву Шихаб ар-Рамли (2), и это одно из двух мнений, переданных от имама Ахмада, и посчитал его более сильным Ибн Таймия, при условии, что в этом будет больше пользы (3). Также это мнение имамов приверженцев хадиса и асара, таких как Суфьян ас-Саури, Исхак ибн Рахвия, Абу Саур. И это мазхаб имама аль-Бухари в его «Сахихе». И именно так положено поступать, если имам (правитель) приказал это, считая, что в этом больше пользы.

Сказал имам ат-Тахави (4): «Выплата стоимости лучше, поскольку это более подходит для создания полезного эффекта для бедняка. Ведь он может купить на это то, в чем нуждается именно в это время. А причины упоминания (в хадисах) пшеницы и ячменя заключается в том, что в Медине в то время торговля велась посредством них. А в наших землях торговля идет посредством денег, и это самое великое из имущества, и выплачивать им — лучше».

И Пречистый Всевышний Аллах лучше знает.

Проф., д.н. Шаукы Ибрахим Аллям.

Муфтий Арабской Республики Египет.

30.06.2016 г.

См. https://pp.userapi.com/c604331/v604331257/14f02/-8O9z

(1) О слабости этого хадиса вынесли решение ан-Навави в «аль-Маджму'» 6/126 и Ибн Хаджар в «Булуг аль-марам», с. 177. Но нужно иметь ввиду, что у ученых ханафитского мазхаба подход к оценке доказательной силы хадиса отличается от подхода ученых других школ.

(2) Шихабуддин Ахмад ибн Хамза ар-Рамли аш-Шафии (ум. 957 г.х.), правовед, муфтий, предводитель шейхов шафиитского мазхаба в его время, учитель имамов мазхаба из последующего поколения.

(3) Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «А что касается выплаты заката, искупления и тому подобного стоимостью, то известно, что мазхабе Малика и аш-Шафии это не разрешено, у Абу Ханифы — разрешено, а Ахмад, да помилует его Аллах, разрешил выплачивать стоимостью в одних случаях и запретил в других. …И более очевидным является то, что выплата стоимостью без нужды и преобладающего полезного эффекта не разрешена. …А выплата стоимостью по нужде или из-за преобладающего полезного эффекта, или справедливости — нет в этом проблем». См. «Маджму’ аль-фатауа» 25/82-83.

Сказал Бурхануддин Ибн аль-Каййим в «Ихтиярат Ибн Таймия» с. 138, перечисляя мнения Ибн Таймии: «И (его мнение заключается в том) что разрешено выплачивать стоимостью закат с имущества и закат аль-фитр, если в этом больше пользы для нуждающихся».

(4) Абу Джа’фар Ахмад ибн Мухаммад аль-Азди аль-Мисри ат-Тахави аль-Ханафи (ум. 321 г.х.) — мухаддис, хафиз, надежный передатчик, правовед, муджтахид в мазхабе имама Абу Ханифы. Ученые мазхаба, признавая его великое достоинство и превосходство, разногласят лишь о его степени в иджтихаде: он муджтахид мазхаба, который может противоречить имаму в некоторых вопросах, или муджтахид в отдельных вопросах, в которых нет постановления от имама.

Можно добавить, что это также одно из двух мнений, передаваемых от шейха аль-Альбани. Более известно второе с запретом выплаты заката аль-фитр деньгами и критикой мнения о разрешенности этого. Но передано от него и следующее:

Вопрос: «Можно ли выплачивать стоимость заката аль-фитр вместо того, чтобы выплачивать самими продуктами?» Ответ: «Тут вне сомнений ответ будет зависеть от обстоятельств и положения общества. Есть общества, на которые повлияла городская жизнь и цивилизация, и люди не производят муку сами. И если дать какому-либо из бедняков пшеницу или ячмень, то он не будет нуждаться в этом, и ему придется продавать его, затем, получив деньги, покупать то из еды и питья, в чем он нуждается в день праздника. Тогда мы скажем: если мы будем держаться выплаты заката аль-фитр теми видами продуктов, которые пришли в шариатских тестах, то создадим бедняку неприятности и станем причиной вреда для него два раза. Первый раз, когда он станет продавать эти продукты и потеряет в их стоимости, затем во второй раз, когда он пожелает купить что-то другое. То есть у него будут неприятности.

Этот вопрос о закате аль-фитр не из тех вопросов поклонения, о мудрости которых нам неизвестно, неизвестна та польза в них к которой стремится шариат, чтобы мы сказали: «Так пришло в шариате, и нет для нас иного пути, кроме смирения, как и в других видах поклонения». Наоборот, это из тех постановлений, смысл и мудрость которых понятны. И нет сомнений, что Законодатель желал посредством этого пользы для бедняка. А пользе бедняка в подобной среде будет нанесен вред, если ты будешь держаться за выплату продуктами. И правильное мнение в том, на чем ханафиты — это разрешенность выплаты стоимостью в подобном обществе». См. «Аль-Хави мин фатауа аш-шейх аль-Альбани» 1/332. Спросили шейха Абу Исхака аль-Хувейни про эту книгу, и он ответил: «Она составлена из записей шейха аль-Альбани»., см. http://www.ahlalhdeeth.com/vb/showpost.php?p=643147

И писал шейх Ахмад ан-Наджар о спорах, категоричности, обвинениях и обязываниях в вопросах заката аль-фитр со стороны тех, кто непригоден для рассмотрения этих вопросов:

«Из малой основательности, слабости в основах и отсутствия видения предмета на основе знания то, что научный поиск и рассмотрение фраз и смысла довода превращается в порочение одного из четырех имамов, выставление его мнения глупостью и полное отрицание наличия у него довода.

Если бы замолчали невежды, то, возможно, уменьшился бы размер и глубина разногласий. Однако им предоставили свободу действий, и они нашли тех, кто аплодирует им.

Мы просим у Аллаха избавления, и чтобы Он уберег нас от подобного. О Аллах, дай нам понимание в Твоей религии.

Написал это Ахмад ибн Мухаммад ибн ас-Садик ан-Наджар».

https://www.facebook.com/anaseeh/posts/640452806102601

Также он написал:

«У кого нет понимания, тот делает вопрос иджтихада — выплату заката аль-фитр продуктами или деньгами — вопросом единогласного мнения, в котором не разрешено иное мнение. Когда выдвигает себя (для постановлений о религии) тот, у кого нет понимания, то не удивляйся».

https://www.facebook.com/anaseeh/posts/834289403385606

И написал шейх Мутляк аль-Джасир:

«Выплачивать закат аль-фитр деньгами или продуктами?

Этот вопрос повторяется и поднимается каждый год примерно в это время. И снова возвращаются к нему, и добавляют, словно наши ученые не решили его и не исследовали за прошедшие века.

Появляются ребята «шамилиты» и «гуглиты» с их «копировальной» пригодностью, «вставляльной» способностью и «фейсбучным» иджтихадом с цитатами, иснадами и словами ученых в поддержку того мнения или этого.

Затем разногласят ученые- «фейсбукисты» и ведут споры эти муджтахиды о текстах и хадисах, их достоверности и слабости. Обостряется их борьба и затягивается спор при невежестве и завышенном самомнении о своей ученой значимости, и что потом? — Озлобленность, разногласия и порой бойкот.

Господа, это — не фикх.

Это — бред.

Доводы и то, что из них извлекается, и подходы к извлечению, и причины постановлений, и определение указаний фраз доводов — это все дело специалистов, которые пригодны для этого!

Говорит выдающийся ученый аль-Баззар про своего шейха — шейх уль-Ислама Ибн Таймию, да помилует их обоих Аллах: «Я попросил у него, чтобы он написал книгу по фикху, в которой собрал бы выбранные им мнения и то, что он посчитал более сильным, чтобы она была основой в выдаче фатв. И он ответил мне в следующем смысле: «Ответвления фикха — с ними просто. Если мусульманин сделает таклид за одним из ученых, за которыми делается таклид, то разрешено ему поступать в соответствии с его словами, пока он не будет убежден в их ошибочности». См. «Аль-А’лям аль-‘алийя» с. 35.


Меню навигации