1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Проект - Спорт и Здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект Спортивный комплекс реализовывается с Вашей помощью, дорогие друзья мусульмане! Здоровье и спорт!


Read More »

Проект - Спорт и Здоровье нации

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект Спортивный комплекс реализовывается с Вашей помощью, дорогие друзья мусульмане! Здоровье и спорт!


Read More »

  • Проект - Спорт и Здоровье

    Проект - Спорт и Здор

  • Проект - Спорт и Здоровье нации

    Проект - Спорт и Здор

Previous
Next

Завоевание Мекки

Явилась истина, ложь исчезла.

Завоевание Мекки

Срок перемирия между мусульманами Медины и мушриками Мекки, согласно заключенному в Худайбийе соглашению, равнялся десяти годам. Однако мушрики были обеспокоены тем, что Ислам распространял свое влияние на всю Аравию с каждым днем все сильнее и сильнее. Вот почему они стали нарушать статьи мирного Договора. Со временем же их дерзость, их неуважение к Договору возросли.

Через 17 – 18 месяцев со дня заключения Худайбийского соглашения они спровоцировали племя Бани Бакр, находившееся в зависимости от них, совершить нападение на племя Хузаа, люди которого исповедовали Ислам. Некоторые из мекканских многобожников сами приняли участие в этом подлом и низком преступлении. [Ибн Хишам, IV, 4; Байхаки «Далаиль», V, 6] Племя Хузаа, покровителем которого был Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), подверглось нападению во время совершения намаза. Люди племени Бакр, устроив кровавую резню, убили мусульман Хузаа, кого во время земного поклона, кого – совершающими поясной поклон, а кого-то – совершающими намаз стоя. Убитые стали шахидами на пути Аллаха. И даже когда кто-то из муминов племени укрылся в Хараме (Каабе), люди племени Курайш и Бани Бакр, проигнорировав священность его, продолжили убийства. О случившемся тотчас же было сообщено Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). [Ибн Хишам, IV, 11; Вакиди, II, 783] Когда наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) слушал Амра бин Салима (радыйаллаху анху), принесшего ему это горькое известие, щеки его были мокрыми от слез, подобных крупным жемчужинам. Наш Господин Предводитель Пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) был бесконечно печален. Раненому в сердце своему сахабу Амру бин Салиму в утешение Он сказал: «Ты оказал помощь, о Амр!» (Ибн Хишам, IV, 12; Вакиди, II, 784-785)

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), принимая во внимание Договор, заключенный с мушриками, направил вначале посла к мекканцам. Они открыто пренебрегли Договором, заключенным в Худайбийи, и должны были или выплатить откуп за кровь убиенных людей племени Хузаа, или отказаться от покровительства племени Бакр. Если они не примут оба этих предложения, значит, они считают, что Худайбийский Договор потерял свою силу и недействителен. Кровожадные убийцы мушрики, приняв из этих трех предложений Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) последнюю статью, признали официально расторжение договора. [Вакиди, II, 787] А это означало приглашение мусульман к походу на Мекку. Хотя позже мушрики и образумились, однако было поздно. Договор был расторгнут с обеих сторон. Абу Суфьян – вождь Курайшитов, пытаясь исправить ситуацию и испытывая сильнейшее раскаяние, отправился в Медину. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), получив об этом Божественное откровение, сообщил своим асхабам об Абу Суфьяне. [Ибн Хишам, IV, 12]

В Медине Абу Суфьян не встретил ни хорошего приема, ни благосклонности, но попал в атмосферу траура и скорби по преступно убитым муминам. Жена Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Умму Хабиба (радыйаллаху анха), несмотря на то, что она была дочерью Абу Суфьяна, убрала подушку, на которую собирался сесть ее отец, пришедший к ней в дом. Абу Суфьян поразился и удивленно спросил у дочери:

– Дочь моя! Ты посчитала меня недостойным этой подушки, или подушку – недостойной меня?

Мать правоверных Умму Хабиба (радыйаллаху анха), беззаветно любившая Высокочтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и полностью растворившаяся в своей любви к Нему, ответила:

– Эта подушка принадлежит Посланнику Аллаха! А грязный многобожник ни в коем случае не достоин сидеть на ней!

Абу Суфьян так и застыл, услышав ответ дочери. Он сказал:

– Дочь моя! С тех пор, как ты ушла от нас, твой нрав ухудшился!

Однако Умму Хабиба (радыйаллаху анха),  высоко ценя религию Аллаха, сказала отцу:

– Нет! Аллах удостоил меня чести стать мусульманкой, принявшей Ислам! (Ибн Хишам, IV, 12-13)

Абу Суфьян, бессильный что-либо сделать, вынужден был вернуться в Мекку. Он не мог скрыть своего изумления, рассказывая окружившим его со всех сторон мекканцам о невозможности перемирия и о единодушии всех асхабов в этом вопросе:

– Я вернулся, побывав в племени, где все сердца бьются в одном ритме. Клянусь Аллахом, я переговорил со всеми людьми, от кого я надеялся извлечь пользу: и со взрослыми, и с малыми детьми, и с мужчинами, и с женщинами. Однако все было безрезультатно. (Абдурразак, V, 375)

Тем временем Святой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отдал приказ готовиться к походу. Призывав ближайшие племена в Медину, Он велел, чтобы племена, жившие вдалеке от Медины, ожидали на местах и присоединялись в момент продвижения войска. Приготовления проводились в обстановке строжайшей секретности. Для того чтобы у неприятеля не возникло подозрений в связи с подготовкой, Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил в сторону Сирии один отряд, взявший все под строжайший контроль. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был решителен в желании с помощью Всевышнего Аллаха совершить великое покорение Мекки бескровно. Поэтому он принял немало стратегических мер. Прежде всего, приказав своим асхабам готовиться к походу, он не объяснил им цель, скрыв от них маршрут похода. [Ибн Са`д, II, 134] Даже самый близкий друг Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абу Бакр (радыйаллаху анху), посвященный в Его тайны, и тот не догадывался, что будет совершен поход в Мекку. Когда спросил у своей дочери и супруги Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), высокочтимой Айши (радыйаллаху анха), о направлении готовящегося похода, она ответила ему: «Не знаю. Возможно, Он собирается пойти на племя Бани Сулейм, может быть, на племя Сакифы, а может быть, и на племя Хавазин!» (Ибн Хишам, IV, 14)

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) избрал для себя путь бескровного покорения Мекки, а для того чтобы мекканцы не стали готовиться к военным действиям, не дал возможности просочиться какой-либо информации. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вознес Всевышнему Аллаху следующую молитву-дуа:

«Мой Аллах! Придержи доносчиков и шпионов до тех пор, пока Я не прибуду неожиданно для Курайшитов в Мекку! Сделай так, чтобы мекканцы ничего не увидели и не услышали. Лиши Курайшитов способности видеть, для того чтобы они обнаружили меня перед собой неожиданно!» (Ибн Хишам, IV, 14)

Когда наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выступил из Медины, и, чтобы сбить с толку Курайшитов, заглянул к племенам-союзникам, проживавшим в противоположной Мекке направлении. Проделав этот маневр, Он порядком внес неопределенность. Ту же самую цель преследовал Он и тогда, когда, воздействуя психологически на мекканцев, велел по прибытии в окрестности Мекки зажечь каждому воину по костру, дабы враги могли подумать, что количество воинов Ислама столь огромно. [ Хамидуллах, 1, 264-265]

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил скрывать направление похода, не позволив облачиться в ихрам людям в Зулхулейфе, являвшемся установленным местом для этого ритуала. [Наби Бозкурт ДИА «Мекка», статья XXVIII, 557] Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обретя мощь и силу, не использовал их для уничтожения людей, захвата их стран. Он использовал свою силу для того, чтобы открыть людям сердца для познания ими Аллаха, желая всем истинного счастья, то есть использовал свою силу для того, чтобы обеспечить обретение ими пути истины (хидайят). Ибо Он был Пророком Милосердия, посланным для миров как милость Божья, чтобы нести людям истинную веру, помогая им постичь ее и вступить на путь истины. Всевышний Аллах подобную систему взглядов мусульман на проблему мира и войны выразил в священных аятах следующим образом:

الَّذِينَ إِن مَّكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلَاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا

بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنكَرِ وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ

«[Аллах помогает] тем, которые, если Мы упрочим их на земле, будут совершать обрядовую молитву, раздавать закят, призывать к благим деяниям и удерживать от дурного. Только Аллах предопределяет исход всех явлений». (Сура «Аль-Хадж», 41)

В то время как все славные асхабы соблюдали осторожность и не разглашали тайну, держа ее в секрете, Хатиб бин Аби Балтаа – один из участников сражения в Бадре, написав письмо, сообщавшее ситуацию, отправил его в Мекку с некоей женщиной. Об этом, благодаря Божественному откровению, узнал Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Поэтому Он указал место, где находилась эта женщина, и поручил высокочтимым Али, Зубейру и Микдаду (радыйаллаху анхум) доставить ее к Нему. Женщина была настигнута в том месте, которое указал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Письмо изъяли у женщины и доставили Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). В письме было написано следующее:

«О племя Курайш! Пророк Аллаха идет на вас с такой мощной силой, которая устрашающа, подобна темноте ночи, и которая движется, подобно бурному потоку селя. Клянусь Аллахом! Даже если Посланник Аллаха пойдет на вас один, Аллах сделает Его победителем, выполнив свое обещание. Ищите для себя выход из положения уже сейчас!» (Ибн Касир «Аль-Бидайа», IV, 278)

В сущности, эти слова не противоречили истине и не были вероломными или предательскими. Однако они предавали огласке истину, которую следовало держать втайне от неприятеля. Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), немедленно вызвав Хатиба, спросил:

– О Хатиб! Для чего ты это сделал?

Хатиб, бывший участником сражения в Бадре, пребывая в состоянии величайшего раскаяния, сказал:

– О Посланник Аллаха! У Мухаджиров, находящихся рядом с Вами, есть люди, которые смогут защитить их семьи и их добро. У меня же нет никого. Вот я и решил при помощи этого письма защитить свою семью и домочадцев. А так я отнюдь не являюсь их шпионом. Я совершил этот поступок не потому, что решил отступить от своей веры. Не было у меня такого плохого умысла. Став мусульманином, я ни в коем случае не соглашусь стать безбожником. Валлахи! Вера моя в Аллаха и Посланника Его бесконечна. Я вовсе не изменил своей вере, не отступил от нее...

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), простив его, сказал следующее: «Хатиб защитил себя!» Напомнив высокочтимому Умару, желавшему уничтожить Хатиба, о том, что Всевышний Аллах простил людей, принимавших участие в Сражении при Бадре, Он ответил ему:

– Но он принял участие в кампании при Бадре. Откуда ты знаешь, может быть, Всевышний Аллах, зная о положении участников войны в Бадре, сказал так: «Делайте, как хотите. Я прощаю ваши грехи!» (Бухари «Магази», 9; Муслим «Фадаилус – Сахаба», 161)

Вместе с тем Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), согласно ниспосланным в это время священным аятам сообщил вначале Хатибу, а затем всем остальным своим асхабам о невозможности поддерживания дружеских отношений с врагами Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاء تُلْقُونَ

إِلَيْهِم بِالْمَوَدَّةِ وَقَدْ كَفَرُوا بِمَا جَاءكُم مِّنَ الْحَقِّ يُخْرِجُونَ الرَّسُولَ

وَإِيَّاكُمْ أَن تُؤْمِنُوا بِاللّٰهِ رَبِّكُمْ إِن كُنتُمْ خَرَجْتُمْ جِهَاداً فِي سَبِيلِي

وَابْتِغَاء مَرْضَاتِي تُسِرُّونَ إِلَيْهِم بِالْمَوَدَّةِ وَأَنَا أَعْلَمُ بِمَا أَخْفَيْتُمْ

وَمَا أَعْلَنتُمْ وَمَن يَفْعَلْهُ مِنكُمْ فَقَدْ ضَلَّ سَوَاء السَّبِيلِ

«О вы, которые уверовали! Не вступайте в дружбу с Моим врагом и вашим врагом. Вы предлагаете им дружбу, но они до этого отвергли истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас [из Мекки] за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы явить рвение на Моем пути и искать Моего благоволения, [то не дружите с Моим врагом], утаивая дружеские чувства к ним. Я знаю то, что вы таите, и то, что вы возглашаете. И тот из вас, кто так поступает, сошел с пути истины».  (Сура «Аль-Мумтахина», 1)

إِنْ يَثْقَفُوكُمْ يَكُونُوا لَكُمْ أَعْدَاء وَيَبْسُطُوا إِلَيْكُمْ أَيْدِيَهُمْ وَأَلْسِنَتَهُم

بِالسُّوءِ وَوَدُّوا لَوْ تَكْفُرُونَ . لَنْ تَنفَعَكُمْ أَرْحَامُكُمْ وَلَا أَوْلَادُكُمْ

يَوْمَ الْقِيَامَةِ يَفْصِلُ بَيْنَكُمْ وَاللّٰهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Если сойдутся ваши пути, они окажутся врагами вашими, будут вредить вам и своими десницами, и речами, желая, чтобы вы [вновь] стали неверными. В День Воскресения ни родственники ваши, ни дети не помогут вам. [В тот день] Аллах рассудит между вами, ведь Он видит то, что вы творите». (Сура «Аль-Мумтахина», 2-3) [Бухари «Тафсир», 60]

Вместе с ниспосланием этих священных аятов был наложен запрет на установление дружеских отношений с неверующими-кафирами из-за домочадцев или из-за добра. К примеру, сын пророка Нуха (алейхиссалям) Канан погиб потому, что был среди неверующих в Аллаха людей. Точно также и жена Лута (алейхиссалям) подверглась Божественному гневу в связи с тем, что она общалась с грешниками, блудниками и превратилась в порочную, безнравственную женщину. Следовательно, их телесная близость и родство с пророками не имели никакого значения.

* * *

В восьмом году Хиджры, в десятый день месяца Рамадан Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с огромным войском Ислама, насчитывавшим десять тысяч воинов, вышел из Медины. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) держал пост, а поскольку был в походе, по дороге разговелся. Асхабам было велено сделать то же самое. [Бухари «Магази», 47] Когда войско подошло к местечку, называемому Джухва, произошла встреча с высокочтимым Аббасом (радыйаллаху анху), который ранее, став мусульманином и скрывая это, остался в Мекке, откуда постоянно сообщал Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) о положении дел в племени Курайша. Еще одной причиной, из-за которой Аббас (радыйаллаху анху) остался в священной Мекке, было исполнение им обязанности по раздаче воды паломникам. В конце концов, решив, что настало время, он вышел в путь, чтобы совершить хиджрат вместе со своими домочадцами. [Ибн Хишам, IV, 18] Весьма обрадовавшись этому, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Точно так же, как Я являюсь последним из Пророков, так же и ты стал последним из Мухаджиров!» (Али Аль-Муттаки, XI, 699 / 33387)

Во время этого грандиозного похода на Мекку была продемонстрирована картина, могущая стать назиданием всему человечеству. Ряды войска Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) текли подобно бурному потоку селя. Арабские племена, прибывшие со всех четырех сторон Аравии, став мусульманами, колоннами примыкали к войску Ислама. Все это напоминало День Страшного Суда.

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) со своим внушительным войском, выйдя из местечка Ардж, двигался по направлению к Талубу, Он увидел собаку, которая лежала, растянувшись на дороге, и кормила своих щенят. Немедленно подозвав к себе сахаба по имени Джуайл бин Сурака, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) поставил его часовым рядом с этой собакой и ее щенятами, предупредив, чтобы войско Ислама, проходившее мимо, не вспугнуло животных. [Вакиди, II, 804] Как чудесна это картина! Интересно, была ли когда-либо прежде история человечества свидетельницей подобной картины милосердия? [И вот, в то время, как положение является таковым, некоторая часть врагов Ислама использует слово «террор», являющийся трагедией человечества, вместе со словом «Ислам». А между тем, террор и анархизм зиждутся на бессердечии и им отнюдь не присущи такие благородные чувства, как духовность, добропорядочность. Ислам же с момента своего зарождения занял позицию, противостоящую террору всякого рода и анархизму. Основой Его всегда является соблюдение прав человека: будь то безбожника-кафира или же правоверного мусульманина, а также соблюдение прав всех одушевленных и неодушевленных созданий. Все 23 года пророческой жизни Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) прошли в борьбе против террора] Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) даже в моменты такого великого события, как завоевание Мекки, которое является важным поворотным пунктом в истории всего человечества, чувствовал себя ответственным даже за ощенившуюся собаку и ее детенышей, что может показаться мелочью. Поэтому урок, который мы можем извлечь из этого события, заключается в том, что люди, занимающие руководящие посты, также обязаны осознавать свою ответственность за все, до мельчайших деталей, а также быть бдительными относительно возможных последствий.[ Поэт Мехмет Акиф Эрсой великолепно отразил в своем стихотворении высокое чувство ответственности, которое было присуще высокочтимому Умару (радыйаллаху анху) во время его правления. В этом стихотворении говорится об ответственности Высокочтимого Умара даже за овцу, которую задрал волк на берегу реки Диджле, за старушку, оставшуюся одинокой и беспомощной, за сироту, а также за все, что только может произойти. Поэт заканчивает стихотворение такими словами: «Если Халиф - Умар, то держать ответ кому? О Аллах! Как быть Умару, коль человек невежа и тиран? Требуется от Умара то, что ожидают от Мухаммада... Умар, Умар! Как взвалил ты эту ношу на себя?»]

Тем временем мекканцы пребывали в неведении о происходящем. Узнав, что Исламское войско разместилось в Долине Марруз-Захран, находящейся на расстоянии одного перехода до города, и увидев величественную панораму – море пылающих костров, зажженных по приказу Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), они ужаснулись. Растерявшись, многобожники не знали, что делать. Абу Суфьян, взяв своих приверженцев Хакима бин Хизама и Будайла, с беспокойством вышел из Мекки, чтобы осмотреть окрестности города. Увидев тысячи огней, зажженных воинами Ислама, они были поражены. Попытались угадать, к какому племени или народу относятся люди, которые разожгли столько огней. Однако им и в голову не пришло, что это мог быть наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и его асхабы. Поскольку Мекка была охвачена со всех сторон, спустя совсем немного времени Абу Суфьян и его люди были схвачены и доставлены к нашему Господину Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). [Бухари «Магази», 48]

В то время как высокочтимый Умар (радыйаллаху анху) желал уничтожить Абу Суфьяна, дядя Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Аббас (радыйаллаху анху) просил его помилования. Гениальный политик, равного которому не было, великолепный стратег Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к дяде, сказал: «Возьми Абу Суфьяна с собой и проведи к месту прохождения войска маршем! Пусть он увидит великолепие и величие войска Ислама!»

Это означало подготовку Абу Суфьяна, являвшегося вождем племени Курайш, к состоянию духа, которое поможет предотвратить напрасные усилия мушриков, направленные против мусульман. Если мушрики не станут оказывать сопротивления, то, значит, будет предотвращено и кровопролитие. Высокочтимый Аббас (радыйаллаху анху), взяв с собой Абу Суфьяна, повел его к месту прохождения строем войска Ислама, как велел ему Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). В это время войско Ислама тронулось маршем. Высоко, до самого Седьмого неба, поднимались голоса муминов каждого отряда, чьи сердца были переполнены до краев верой в Аллаха и Пророка Его. Все они громко кричали: «Аллаху Акбар». Абу Суфьян был потрясен при виде этой картины. А когда проходил отряд Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он, не сумев скрыть своего изумления и страха, сказал: «О Аббас! Как же сын твоего брата расширил свое господство!» Аббас (радыйаллаху анху) возразил ему в ответ: «Нет, это – не господство, это –  пророчество...». И Абу Суфьян подтвердил его слова, сказав: «Да, да!» (Бухари «Магази», 48; Хайсами, VI, 164; Ибн Са`д, II, 135; Ибн Асир «Аль-Камиль», II, 242)

Затем они пришли к Высокочтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха спросил у Абу Суфьяна:

– О Абу Суфьян! Все еще не настало время, когда ты скажешь, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – Его Пророк?

Абу Суфьян, немного подумав, произнес слова Шахады, однако не произнес слова, подтверждающие, что Высокочтимый Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) является Пророком Аллаха. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил его снова:

– Еще не настало время, когда ты скажешь, что я являюсь Посланником Аллаха? [Всевышний Аллах в Священном Коране изволил сказать так:

«Скажи [Мухаммад]: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику. А если вы отвратитесь, то знайте, что Он не любит неверующих»». (Сура «Али Имран», 32)

Из этого аята становится понятно, что недостаточно одной лишь веры в Аллаха. Следовательно, те, кто верят в Аллаха или лишь в Посланника Его, согласно аяту, классифицируются как безбожники, которых Аллах не любит. Ибо не может быть веры согласно разумению слабого раба Аллаха с его недостаточным постижением, существует вера согласно воле и желанию Всевышнего Аллаха. В таком случае, Всевышний Аллах дал Своему Посланнику этот ранг в качестве одного из столпов религии, велев муминам подчиняться Ему и свидетельствовать о том, что Он – Пророк Аллаха, сделав это условием религии. Непризнание некоторой частью недальновидных людей подчинения Посланнику Аллаха и неприятие Славной Сунны, которое на деле означает упразднение ее, невзирая на Божественное заявление, является действием зловредным, вероломным и коварным. Слова этих людей с глупым умом о том, что им достаточно и Корана, которые внешне кажутся выражающими их верность и преданность Аллаху, на деле противоречат Корану, свидетельствуют об их неправильных понятиях и невежественности]

Хотя Абу Суфьян и попросил немного времени, чтобы обдумать ответ на этот вопрос, однако после предостережения высокочтимого Аббаса (радыйаллаху анху) произнес полностью все слова Шахады. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), называя места, где жители Мекки будут находиться в безопасности, в качестве награды ему назвал также и дом Абу Суфьяна:

«Тот, кто войдет в Каабу, тот будет находиться в безопасности. Тот, кто не выйдет из дома наружу, тот – в безопасности! Тот, кто найдет пристанище в доме Абу Суфьяна – тот также будет находиться под защитой!» (Абу Дауд «Харадж», 24-25 / 3021 – 3022; Хайсами, VI, 164 – 166; Ибн Хишам, IV, 22).

В то время как отпущенный на свободу Абу Суфьян возвращался в Мекку, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) промолвил следующие слова, обращаясь к своим асхабам:

«Пусть никто из вас не обнажает своего меча до тех пор, пока не столкнется с агрессией, направленной против вас!» (Ибн Хишам, IV, 28)

Вслед за этим Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) дал войску Ислама, которое он разделил на четыре части, приказ о выступлении. Мекку со всех четырех сторон заполнили звуки Такбира, отдававшиеся мощным эхом. Скорбно и печально покинувший восемь лет тому назад Мекку в сопровождении трех человек и двух верблюдов, Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сегодня входил в священный город с огромным войском, насчитывавшим благодаря милости Аллаха десять тысяч человек. Тот, кого изгнали из родного города, сегодня стал победителем, завоевавшим свою родину. Однако Он, ничуть не гордясь этим, сидел на своем верблюде, согнувшись так, словно совершал земной поклон в благодарность Аллаху, оказавшему эту милость. Въезжая в Мекку, Он (саллаллаху алейхи ва саллям) склонил свою голову перед Всевышним Аллахом так низко и смиренно, что концы его бороды почти касались вьючного седла. В тот момент Он непрерывно повторял следующие слова: «О мой Аллах! Истинная жизнь – это жизнь в вечном мире!» [Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в течение

всей своей жизни очень часто повторял эти слова о том, насколько жизнь в вечном мире, ахирате, важна по сравнению с жизнью на земле. Согласно передачам определенно известно, что Он говорил эти слова в тот момент, когда возводилась Мечеть Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), когда рылись окопы – Хандак, при въезде в Мекку в день ее покорения, а также во время Прощального хаджа (Бухари «Джихад», 33, 110; «Манакыбу`ль – Ансар», 9; «Магази», 29; Муслим «Джихад», 126; Тирмизи «Манакыб», 55; Ибн Маджа «Масаджид», 3).] (Вакиди, II, 824; Бухари «Рикак», 1)

Состояние славных асхабов, воспитанных в духе морали Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), мало чем отличалось от Его состояния. Войско Ислама почти не встретило сопротивления. Благодаря гениальной тактической уловке, осуществленной по отношению к Абу Суфьяну, усилия, предпринятые для того, чтобы мекканцы не противостояли мусульманам, привели к желаемому результату. Никто не осмелился выступить против огромного, величественного войска Ислама. Лишь в том месте, где Халид бин Валид вошел в Мекку, возникло небольшое столкновение, но это быстро уладили. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), читая Суру «Фатх», вместе со славными асхабами направился в сторону Величественной Каабы. Совершив таваф вокруг Каабы, не сходя со своего верблюда, он прочел следующий аят:

جَاء الْحَقُّ وَزَهَقَ الْبَاطِلُ

«…Явилась истина, и сгинула неправда…». (Сура «Аль-Исра», 81)

Затем посохом, который он держал в руке, стал низвергать идолов, находящихся в Каабе. (Бухари «Магази», 48; Муслим «Джихад», 87; Вакиди, II, 831-832)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев в Бейтуллахе изображения, не вошел внутрь. Вначале Он приказал их уничтожить. Асхабы тотчас исполнили Его приказ. Когда наш Господин Учитель (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел внутри изображения Высокочтимого Ибрахима и Высокочтимого Исмаила со стрелами для гадания в их руках, Он сказал:

«Пусть Аллах лишит жизни тех, кто создал эти изображения. Клянусь Аллахом, эти Пророки никогда не предсказывали судьбу и не искали счастья при помощи стрел. Напротив, они отвергали и отрицали их». (Бухари «Анбийа», 8; «Хадж», 54; «Магази», 48)

Мавляна (рахматуллахи алейхи), выражая мысль о том, что мы всю свою жизнь должны быть благодарны Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который уничтожил идолов, преодолевая немыслимые трудности, сказал:

«О человек, ставший сегодня мусульманином! Если бы не старания Высокочтимого Ахмада (саллаллаху алейхи ва саллям) и не Его помощь в деле уничтожения идолов, тогда ты и твои предки поклонялись бы идолам».

В тот день, когда мусульмане покорили Мекку, они до самого утра поизносили слова Такбира, прославляя Всевышнего Аллаха и говоря, что нет другого Бога, кроме Аллаха.

Абу Суфьян, видевший это, спросил у своей супруги Хинд:

– Думаешь ли ты, что это от Аллаха?

Хинд сказала:

– Да! Да, это все исходит от Аллаха!

На следующий день на рассвете Абу Суфьян отправился к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) передал ему разговор, состоявшийся между ним и его женой накануне. Абу Суфьян воскликнул:

– Свидетельствую, что Ты – Пророк Аллаха! Клянусь Аллахом, в чьих Могущественных руках находится моя жизнь! Мои слова не слышал никто, кроме Аллаха и Хинд! (Ибн Касир «Аль-Бидайа», IV, 296)

После победы мекканцы стали приводить своих детей к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он гладил их по головам и возносил Всевышнему Аллаху молитвы, прося Его благословить детей. (Ахмад, IV, 32)

Праздник прощения

В это время Курайшиты, находясь в Масджид Аль-Харам, ждали вынесения приговора относительно себя. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил произнести хутбу, которая была обращена не только к присутствовавшим там, но была направлена всему человечеству:

«Нет другого Бога, кроме Аллаха! Есть только Он. Нет у Него никакого подобия и сотоварища. Аллах исполнил свое обещание, помог своему рабу и рассеял всех наших врагов. Все старые обычаи и традиции, за исключением служения в Каабе и раздачи воды паломникам, совершившим Хадж, я попираю сегодня этими двумя ногами. О Курайшиты! Аллах уничтожил у вас гордыню, присущую веку джахилии, и бахвальство своим происхождением. Все люди произошли от Адама, а Адам же создан из земли».

Затем наш Господин и наш Учитель (саллаллаху алейхи ва саллям) прочел следующий священный аят:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّنْ ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوباً وَقَبَائِلَ

لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللّٰهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللّٰهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - Знающий, Сведущий». (Сура «Аль-Худжурат», 13)  (Ибн Маджа «Дийат», 5; Ахмад, II, 11; Тирмизи «Тафсир», 49 / 3270)

Священная Мекка после победы в ней Ислама, принесшей ей прощение, безопасность и обретение истинного пути (хидайат), раскрыла свои объятия настоящим хозяевам, то есть милым ее сердцу мусульманам. Отныне настал конец тоске по Мекке, некогда полной мытарств, мук, лишений и притеснений. Скорбь, длившаяся годами, превратилась в радость. Это величайшее в истории помилование Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил в качестве благодарности. Обращаясь к жителям Мекки, спросил у них:

– О община Курайша! Как вы думаете, как сейчас я поступлю с вами?

Курайшиты сказали:

– Мы, надеясь на то, что ты совершишь благо и добро, скажем: Ты совершишь благое дело! Ты добрый, благородный и великодушный брат наш! Ты сын благородного великодушного и доброго брата!

В ответ на это Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что Он скажет им то же, что сказал Пророк Юсуф (алейхиссалям) своим братьям:

لاَ تَثْرَيبَ عَلَيْكُمُ الْيَوْمَ يَغْفِرُ اللّٰهُ لَكُمْ وَهُوَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ

«...Теперь я уже не укоряю вас. Да простит вас Аллах, ибо Он - Милосерднейший из Милосердных...» (Сура «Юсуф», 92)

Он изволил сказать им:

– Ступайте, отныне вы свободны!

А в другом своем обращении к мекканцам Он сказал так:

«Сегодня – день милосердия. Сегодня день, в который Аллах укрепит Курайшитов, сделав их сильными и самыми превосходными при помощи Ислама.

В результате даже многие из тех, кто до покорения Мекки покушался на жизнь и на добро мусульман, удостоились чести обретения истинной религии. Всевышний Аллах заставил мушриков Курайша склонить головы перед Посланником Аллаха, нуждаясь в Нем. А Пророк Мухаммад же (саллаллаху алейхи ва саллям) помиловал их и отпустил с миром на свободу. Поэтому мекканцев назвали «тулака», то есть получившие свободу. [См. Ибн Хишам, IV, 32; Вакиди, II, 835; Ибн Са`д, 142-143]

Самым большим желанием нашего Господина Гордости Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) было то, чтобы все люди, не исключая ни одного, стали мусульманами. После покорения Мекки, достигнув вершины могущества и силы, Он находился в положении человека, который мог бы отомстить людям, заслуживавшим это. Ведь совсем недавно Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был подвергнут притеснениям и мытарствам с их стороны, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поступил подобным образом, Он объявил всеобщее помилование. Это одно из небывалых, восхитительных проявлений милосердия ради Всевышнего Аллаха. Мекка, которая годами не видела ничего, кроме насмешек, издевок, вражды и несправедливости, в тот день вместе с великим праздником прощения переживала неописуемые проявления любви и сострадания.

Однако мекканец по имени Фадала, желавший омрачить благолепие происходящего, проник в то священное место, где находился Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) с целью Его убийства. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который в душе знал о его намерении, ничуть не сердясь и не беспокоясь, раскрыв крылья милосердия, спросил у него: «Тебя зовут Фадала?» Тот ответил утвердительно. Тогда наш Пророк Милости для миров (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать так: «О Фадала! Кайся и проси прощение своего греха у Аллаха из-за того, что ты задумал!»

Сказав эти слова, Он положил свои благословенные руки на его грудь. В тот самый момент сердце Фадала, у которого пропало желание уничтожить нашего Пророка, смягчилось, наполнившись светом веры, и Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одно мгновение стал для него самым любимым созданием на свете. (Ибн Хишам, IV, 37; Ибн Касир «Ас-Сира», III, 583)

Абу Суфьян бин Харб сидел в Масджид аль–Харам, размышляя. Увидев нашего Господина Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), идущего во главе мусульман, он подумал о том, чтобы, собрав воинов, вновь сразиться с Ним. Как только эта мысль промелькнула у него в голове, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«А тогда Аллах сделает тебя низким и презренным!»

Абу Суфьян, подняв голову и увидев Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал:

«До сего момента я все никак не мог окончательно поверить в то, что Ты являешься Пророком. Я каюсь за свои мысли, которые промелькнули в моей голове! Я каюсь и прошу у Аллаха прощения моих грехов!» (Ибн Касир «Аль-Бидайа», IV, 296)

* * *

В день покорения Мекки, став мусульманкой, удостоилась помилования также и Хинд, которая во время сражения при Ухуде впилась от ярости своими зубами в печень дяди Высокочтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) досточтимого Хамзы. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в честь уважения к словам Шахады простил и ее. [Вакиди, II, 850]

Сын Абу Джахля Икрима был на редкость ярым врагом Ислама. После завоевания Мекки он сбежал в Йемен. Его жена, став мусульманкой, привезла его к Высокочтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), посланный как Милость для миров, встретив Икриму, простил и его, не попрекнув тем, что он был несправедлив и жесток по отношению к мусульманам. Он лишь сказал ему: «О кочующий всадник! Добро пожаловать!» (Хаким, III, 271 / 5059; Вакиди, II, 851-852)

Хабар бин Асвад тоже был во главе тех, кто испытывал вражду к Исламу. Это он столкнул своим копьем дочь Высокочтимого Пророка Зайнаб (радыйаллаху анха) с верблюда, когда она совершала хиджрат из Мекки в Медину. Поскольку высокочтимая Зайнаб в ту пору была беременна, она потеряла из-за падения своего ребенка, а также была тяжело ранена. Позднее эта рана стала причиной ее смерти. Хабар совершил немало преступлений, подобных этому. После завоевания Мекки он бежал, и потому его не смогли схватить. Через некоторое время, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был в Медине вместе с асхабами, Хабар, явившись к Нему, сообщил о том, что стал мусульманином. Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) простил и его, запретив мусульманам оскорблять его и нападать на него. [Вакиди, II, 857-858] Ибо Священный Коран повелевал следующее:

خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ

«Будь снисходителен [к людям], вели [им] творить добро и не водись с невеждами». (Сура «Аль-Араф», 199)

Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был живым воплощением, олицетворением Корана. Мораль Корана наилучшим образом была представлена в его духовном облике, в его нравственных качествах. Он без колебаний прощал все проступки, преступления, направленные против Него. Однако никто не мог успокоить Его до тех пор, пока справедливость не была восстановлена, а человек, обладающий правом, не получал то, что ему причитается. Таким Он был, когда речь шла о проступках, совершаемых по отношению ко всем остальным людям. После завоевания Мекки вместе с вестью о всеобщем помиловании вышел указ Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) об уничтожении на месте для блага общества некоторых неисправимых коварных мушриков. [Абу Дауд «Джихад», 117 / 2683; Насаи «Тахримуд – Дам», 14] В Мекке не было взято что-либо в качестве трофеев. [Абу Дауд «Харадж», 24-25 / 3023]

Наш Господин Свет бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) позаимствовал броню и большую сумму денег на содержание войска Ислама у богатых людей Мекки. Позднее он полностью выплатил им эту сумму из трофеев Хавазина, сказав: «Отплата в ответ на ссуду – это благодарность и возвращение взятой в долг суммы!» (Вакиди, II, 863; Абу Дауд «Буйу», 88 / 3562; Муватта «Никях», 44)

* * *

Пока мекканцы ликовали, переживая чувство радости в связи с празднованием всеобщего помилования, устроенного Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) в качестве примера для всего человечества, настало время совершения обеденного-зухр намаза. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), как обычно, велел высокочтимому Билялю читать азан. Билял (радыйаллаху анху) вспомнил те дни, когда он рабом, испытывая немыслимые муки из-за пыток, стонал, говоря: «Ахад, Ахад!» Теперь тирании пришел конец. Теперь он был свободным человеком, который с победоносной армией Ислама находился в Мекке. Благодаря и восхваляя Аллаха, он поднялся на крышу Величественной Каабы и начал читать азан. Он читал такой задушевный и трогательный азан, что горы и небо над Меккой отзывались эхом на эти благородные, возбуждающие душу звуки. Небеса улыбались, земля ликовала. Молитва, которая была совершена в тот день, стала памятной для муминов навсегда. Некоторые из мушриков, видевшие эту картину, сказали: «Горе нам! Мы не сумели добиться того, чего добились даже рабы! Вот чего они достигли, в то время как мы дошли до такого состояния!» Так говорили они, сожалея о своих прошлых поступках, сокрушаясь о том, что они были недальновидны и глухи к истине.

Осман Нури Топбаш

30 июля 2013 года

22 Рамазан 1434 года


Меню навигации