1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

30 сентября день Ашура

Ашура (Гашура көне  عاشورا) особо почитаемый день в Исламе, приходится на десятое число месяца Мухаррама. Само название слово ашура происходит от арабского ашр или ашир, что означает десять, десятый. Существует так же версия, что ашура восходит своим происхождением к ивриту, так как в арабском языке нет формы глагола фаула, к которой могли бы отнести само происхождение слова ашура. Но все-таки большинство ученых все-таки склоняются к арабскому происхождению. История значимости этого дня упирается своими корнями в глубокую древность. О происхождении особенности дня Ашуры, ученные основываясь на различные источники, сошлись на двух мнениях:

1. Ашура, это тот день, когда Муса (галяйхи салям) и сыны Исраиля спаслись от гнета Фараона и в знак благодарения иудеи обязаны, постится в этот день. Этого мнения придерживаются в основном западные ученые востоковеды. По их мнению, мусульмане, следуя иудейской традиции, постятся и почитают этот день как благословенный.

2. Почитание  дня Ашуры во всех семитских религиях берет истоки со времен пророка Нуха (галяйхи салям). Среди арабов данная традиция берет истоки со времен пророка Ибрахима (галяйхи салям) и во времена джахилии (невежества) они так же почитали Ашуру и постились в этот день.

Данный факт подтверждается хадисами, переданными такими авторитетнейшими сахабами как мать правоверных Айша и Абдулла ибн Умар (радыйаллаху анхум). Хадис, переданный от Айши(радыйаллаху анха): «Воистину курайшиты постились в день Ашура во времена джахилии, затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока Рамазан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит». (Бухари, Савм,69; Муснад ,6 том,29-301)

Хадис переданный от Абдуллы ибн Умара(радыйаллаху анхума): «Ашура, день в который  люди постились в эпоху джахилии. Но после того, как пост месяца Рамазана стал обязательным. посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили по поводу Ашуры. На что он ответил: «Ашура является одним из дней Аллаха, поэтому кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит» (Муснад ,6 том,244).

Эти два хадиса указывают на то, что этот день уже с давних пор особо почитался арабами. Передается так же от матери правоверных Айши (радыйаллаху анха): «Это был день, когда покрывали Каабу» (Бухари, Хадж, 1592). Традиция смены старого покрывала Каабы на новую так же берет свое начало от Ибрахима (галяйхи салям), так как считалось, что он в этот день родился и в знак уважения к своему благородному предку и основателю Каабы курайшиты обновляли покрывало. Данная традиция соблюдается и в наши дни. Так же считается что в этот благословенный день произошел ряд знаменательных событий, таких как сотворение Всевышним, первого человека Адама (галяйхи салям) и принятие его покаяния, в этот день, Ибрахимм (галяйхи салям) спасся от огня . в котором его хотел сжечь Немруд, прозрение Ягкуба (галяйхи салям)  и встреча со своим сыном Юсуфум (галяйхи салям)  после долгих лет разлуки, спасение Юнуса из чрева рыбы,, принятие покаяния Дауд (галяйхи салям) а, рождение и вознесение Исы (галяйхи салям), прощение всевозможных предыдущих и последующих грехов нашего досточтимого пророка Мухаммеда. Так же предается, что на Ашуру был вознесен на небеса пророк Идрис (галяйхи салям), Аййуб (галяйхи салям) избавился от своих страданий, и Сулейману (галяйхи салям) была дарована могучая власть (Айни, Умдат-аль Кари, 11/117-118). К сожалению, о достоверности этих преданий мы не можем утверждать с большой уверенностью. Но есть два знаменательных события случившихся именно в день Ашуры, о достоверности которых особо не вызывает сомнений. Это причаливание ковчега пророка Нуха (галяйхи салям) к горе Джуди, тем самым ознаменовавшие окончания Великого потопа и спасения верующих. Данное предание приводится в Муснаде Ахмада бин Ханбяля со слов Абу Хурайры(радыйаллаху анху):«…день, когда ковчег Нуха (галяйхи салям) сел (причалил) на гору Джуди. В этот день Нух постился в знак благодарности». Второе же знаменательное событие, которое произошло в этот день, это, как сообщалось выше, спасение пророка Мусы (галяйхи салям) и сынов Исраиля от гнета Фараона. Сообщается, что ибн Аббас (радыйаллаху анхума) сказал: «Когда пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашуры, он спросил их: Что это? Они ответили: Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день. На это пророк сказал: Я более имею прав на Мусу чем вы (т.е. пророк имел ввиду, что он духовно ближе к Мусе)! После чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным (Бухари, Савм,69)». В риваяте приводящийся у Муслима на вопрос посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а каком спасении идет речь? … они ответили: «Это великий день, в этот день Аллах спас Мусу и утопил семейство фараона, и Муса постился этот день, в благодарность Аллаху». В другом предании гласится: «… Мы постимся в знак благодарения Аллаху». (Этот день в иудаизме известен как «Йом-Киппу́р »,— самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей). В других хадисах сообщается, что пост в день Ашура соблюдался также и христианами. Этот пост является наглядным примером, одного из тех божественных законов и пророческих обрядов, которые прошли через века и сохранились в памяти людей.

Существует распространенное мнение некоторых западных востоковедов, что досточтимый пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) перенял традицию соблюдения поста в этот день от мединских иудеев и что, впоследствии возникший вражды между ними он заменил этот пост постом месяца Рамазан. Данные утверждения являются необоснованными и субъективными. Порой даже содержат предвзятый характер. Ведь как сообщалось уже достоверными источниками, почитание и соблюдения поста в этот день был известен на территории Аравии в давние времена. Еще до ниспослания пророчества посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) постился в этот день. После переселения в Медину, он, следуя шариату Мусы (галяйхи салям), возобновляет обычай постится в этот день и повелевает поститься своим сподвижникам. Передается, что Рубаййа бинт Муаз (радыйаллаху анха) сказала: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека, в полдень Ашура, к селениям ансаров, со словами: «Кто не постился с утра, тот пусть постится остаток дня, а кто постился с утра, тот пусть продолжает поститься!». После этого мы постились, и велели поститься нашим детям. Мы делали им игрушки из крашеной шерсти и, если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку, до разговения». (Бухари, Савм,69). обязательным этот пост был всего лишь один или два раза. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не опирался на чьи-то мнения и книги, потому что был, руководим самим Аллахом и получал откровения с небес. Он указал людям на их ошибки и заблуждения, а также указал на всё благое и полезное. Многие виды поклонения, которые совершали многобожники, были запрещены, так как не соответствовали закону Аллаха, а те виды поклонения, которые дошли до времён Ислама в неизменном виде были утверждены пророком (мир ему и благословение Аллаха), а если что-то было испорчено и искажено, то утверждалось после исправления и возвращения к первоначальному виду. К таким сохранившимся видам поклонения относится: хадж, умра, тальбия во время хаджа (в неё были внесены элементы многобожия, но пророк исправил эти вкрапления и узаконил форму, которая соответствует единобожию), полное омовение после близости с женой, надрезание на спинах жертвенных животных (верблюдов), а также пост в день Ашура.

Во втором году по хиджре (624 г.), когда пост священного Рамазана становиться обязательным - фарзом для верующих, обязательность постится в этот день аннулируется самим пророком словами «Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит». С этого момента постится в этот день является богоугодным делом. О достоинствах поста в этот день в хадисах,приведенных в Сахихе Муслима, говорится:

«Кто постится три дня в каждом месяце и рамадан, тот словно постоянно в посте, за пост в день Арафата, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года».

«Он искупает грехи прошедшего года»

В том же сборнике предается от ибн Аббаса (радыйаллаху анхума), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если я доживу до следующего года, то непременно буду поститься девятого». Ибн Аббас (радыйаллаху анхума),) также сказал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашура, и велел другим поститься, люди сказали: «О, посланник Аллаха, этот день возвеличивают иудеи и христиане». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда настанет будущий год, если пожелает Аллаха, то будем поститься и девятый день», но не успел настать следующий год, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер.

Аль-Хакям ибн аль-Аарадж сказал: «Я пришёл к ибн Аббасу (радыйаллаху анхума, в то время как он лежал около Замзама, подложив верхнюю накидку себе под голову. Я сказал ему: «Поведай мне о посте в день Ашура». Он сказал: «Если увидишь молодой месяц мухаррама, то отсчитывай дни, и в девятый день постись». Я спросил: «Так ли постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?», он сказал: «Да».

Так же в Муснаде имама Ахмада от ибн Аббаса (радыйаллаху анхума), сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь в день Ашура, и противоречьте иудеям и христианам: поститесь день до него или день после него»

Следуя этим хадисам, по мнению ханафитского мазхаба постится в девятый и десятый либо в десятый и одиннадцатый день месяца мухаррама является сунной. Поститься исключительно в день ашуры является порицательным деянием.