1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

ПОСТУПКИ И ДЕЯНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ХАДЖА И УМРЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ИСКУПЛЕНИЯ

Существуют правила, относящиеся к выполнению предписаний хаджа и умры, а также пребыванию в ихраме.

Искупления, связанные с хаджем и умрой, делятся на две группы: искупления, связанные с невыполнением ваджибов хаджа и умры, и искупления, связанные с нарушением запретов ихрама.

I. ИСКУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕВЫПОЛНЕНИЕМ ВАДЖИБОВ ХАДЖА И УМРЫ

Хадж и умра, в которых не выполнен какой-либо фард (рукн и шарт), не принимаются. Невыполненные фарды искупить нельзя.

Если один из ваджибов хаджа или умры не выполнен, хадж и умра не портятся, но невыполнение ваджиба без уважительной причины является крайне порицаемым - тахриман макрух (близкий к хараму).

За каждый невыполненный или выполненный не в свое время ваджиб искуплением является жертвоприношение -дем. Если не выполнен один ваджиб, относящийся только к умре или только к хаджу, то за него требуется одно искупление. А если ваджиб не выполнен по уважительной причине, то искупления не требуется.

1. Самостоятельные ваджибы хаджа

К ним относятся сай, пребывание в Муздалифе, побивание шайтана, сбривание или укорачивание волос, таваф-вада. Сай, сбривание или укорачивание волос в то же время являются ваджибами умры. Тому, кто без уважительной причины не выполнил эти ваджибы, следует выполнить жертвоприношение - дем.

2. Искупления, связанные с микатом

Любой, кто желает посетить Мекку для совершения хаджа, или торговли, или для зийарата, должен в микате войти в ихрам. Это ваджиб. Невыполнение ваджиба требует искупления совершением жертвоприношения - дем. Но, если он вернется в микат и войдет в ихрам, искупления не требуется.

3. Искупления, связанные с тавафом.

а) Если на одежде и теле паломника, а также в месте, где он совершает таваф, присутствует наджаса, его таваф будет принят, но, из-за того, что он не очистился, становится грешником, однако искупления за это не требуется.

б) Если паломник совершит таваф с неприкрытым ауратом, то его таваф будет действительным, но, по причине невыполнения ваджиба, он должен совершить жертвоприношение - дем. Если он совершит таваф повторно как положено, то искупления не требуется.

в) Совершение тавафа в обратную сторону требует искупление в виде жертвоприношения - дем. Если он совершит таваф повторно как положено, то искупления не требуется.

г) Намаз тавафа является самостоятельным ваджибом, его невыполнение не требует искупления, но паломник будет считаться грешником, подобно не выполнившему витр-намаз [Витр-намаз – намаз из нечетного числа ракаатов. Время его совершения приходится на период после ночной молитвы и до начала утренней. Согласно ханафитскому мазхабу – является ваджибом].

д) Тот, кто совершит таваф-кудум или большую часть его кругов (шавтов) без гусля, должен искупить это совершением жертвоприношения - дем. Тот, кто совершит таваф-кудум или большую часть его кругов (шавтов) без тахарата, должен отдать милостыню (садака). За каждый круг (шавт), следующий после первых четырех кругов (шавтов), выполненных после тахарата, дается милостыня (садака) в размере одной фитры [Фитра равна объему пищи, достаточной для одного человека на завтрак и ужин, или это количество, выраженное в денежном эквиваленте]. Если он совершит таваф повторно как положено, то искупления не требуется.

е) Совершение тавафа умры полностью или даже одного круга (шавта) без гусля, без тахарата, в состоянии месячного или родового очищения, требует искупления в виде жертвоприношения - дем. Если совершить таваф повторно как положено, то искупления не требуется.

Если паломник, совершающий хадж-кыран, выполнит таваф умры без тахарата, то требуется искупление в виде жертвоприношения - дем. Если он совершит таваф повторно как положено, то искупления не требуется.

ж) Совершение тавафа-зийарат или большей части его кругов (шавтов) без гусля, в состоянии месячного или родового очищения требует искупления в виде жертвоприношения - бадана. А если без тахарата – искуплением является жертвоприношение - дем. Если совершить таваф повторно как положено в период пребывания в Мекке, то искупления не требуется.

4. Искупления, связанные с саем

Для того, чтобы сай был действительным, его надо выполнять после тавафа. В противном случае, сай не будет действительным, его надо выполнить заново.

Невыполнение сая или большей части его циклов (шавтов) без уважительной причины или при наличии сил для совершения сая использование посторонней помощи требуют искупления в виде жертвоприношения  – дем.

Если сай не выполнен по причине того, что паломник не способен передвигаться самостоятельно из-за болезни, паралича, то искупления не требуется.

Если не выполнены три и менее цикла (шавта) сая, то за каждый из них следует отдать одну милостыню (садака), в размере одной фитры.

Если во время сая выполнены не все (циклы) шавты, но общий пройденный путь между Сафа и Марва составляет не менее четырех циклов (шавтов), то такой   сай действителен. Но за каждый недостающий цикл (шавт) нужно отдать по одной милостыне (садака), в размере одной фитры.

5. Искупления, связанные с пребыванием в Арафате

Если паломник, находящийся в Арафате, покинет его до заката солнца, то искупление за это – жертвоприношение - дем. Если повторно вернется в Арафат до заката, то искупления не требуется. А если вернется в Арафат после заката, то искупление остается в силе.

6. Искупления, связанные с пребыванием в Муздалифе

Неприбытие в Муздалифу без уважительной причины требует искупления – жертвоприношение - дем.

Уважительными причинами являются тяжелая болезнь, крайнее бессилие, а также опоздание женщин в Муздалифу из-за страха перед столпотворением.

7. Искупления, связанные с побиванием шайтана

Невыполнение побивания шайтана или бросание меньше половины установленного для этого дня количества камешков требует искупления – жертвоприношение - дем.

Бросание больше половины установленного для этого дня количества камешков требует отдачи по одной милостыне (садака), в размере одной фитры, за каждый неброшенный камешек.

Если неброшенные камешки будут брошены на следующий день или до заката солнца последнего дня праздника, искупления не требуется.

8. Искупления, связанные со сбриванием и укорачиванием волос

Пребывающий в ихраме выходит из него, сбривая или укорачивая волосы на голове. Сбривать или укорачивать волосы на голове в первые три дня праздника является сунной.

Обривание головы предписано только мужчинам, женщины выходят из ихрама, состригая волосы на толщину пальца. Если состригается меньше этого, требуется жертвоприношение - дем.

9. Искупления, связанные с последовательностью выполнения побивания шайтана, жертвоприношения, сбривания волос

Общепризнано, что соблюдение следующей последовательности является сунной: побивание шайтана, жертвоприношение, сбривание волос. Поэтому нарушение этой последовательности не влечет за собой наказания.

10. Жертвоприношение - шукур и искупления, связанные с хаджем и умрой

Жертвоприношение кыран и таматту, а также жертвоприношение адак не могут приноситься за границей территории Харам. В противном случае, они должны повторно приноситься на территории Харам.

II. ИСКУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ЗАПРЕТОВ ИХРАМА

На паломника, входящего в ихрам для совершения хаджа и умры, налагаются определенные запреты, называемые «запреты ихрама». За их нарушение налагается четыре вида искупления: жертвоприношение - бадана, жертвоприношение - дем,  милостыня (садака), в размере одной фитры, и пост.

Бадана – жертвоприношение из крупных животных (корова, верблюд); дем – жертвоприношение из мелкого рогатого скота (овцы, козы).

Милостыня (садака), в размере одной фитры Фитра равна объему пищи, достаточной для одного человека на завтрак и ужин, или это количество, выраженное в денежном эквиваленте.

Тому, кто совершает хадж-кыран, в случае нарушения запретов ихрама за каждое нарушение полагаются по два искупления: одно – за ихрам умры, другое – за ихрам хаджа.

1. Искупления, связанные с нарушением запретов на одежду

а) Тому, кто надевает какую-либо одежду или обувь (кроме дозволенной), наматывает чалму, надевает шапку или тюбетейку, накладывает повязку на голову (закрывающую ¼ часть головы) и закрывает лицо в течение всего дня или всей ночи положено искупление – жертвоприношение-дем. Если это время короче одного дня и одной ночи, дается милостыня (садака), в размере одной фитры.

б) При уважительной причине – наличии раны на голове – закрывание ее головным убором или повязкой требует искупления – жертвоприношения-дем или три дня поста, или отдать шести нищим по одной милостыне (садака), в размере одной фитры.

в) Если повязка накладывается на любые раны, кроме ран головы, это не требует искупления.

г) Женщины, входя в ихрам, не меняют одежду и обувь, но должны держать лицо открытым. Если они закрывают лицо в течение всего дня или всей ночи, за это положено искупление – жертвоприношение-дем, если лицо закрыто меньшее время – милостыня (садака), в размере одной фитры.

2. Искупления, связанные с нарушением запретов на благовония

а) За нанесение на тело, постель или ихрам благовоний, духов, одеколона, дезодоранта и прочей парфюмерии в состоянии ихрама положено искупление. Если действия этих веществ  продолжается в течение дня или в течение ночи, требуется жертвоприношение - дем, если меньше – милостыня (садака), в размере одной фитры.

б) Если благовония нанесены на всю часть тела (рука, нога) или общая площадь мест нанесения благовоний составляет площадь одной части тела, то требуется искупление в виде жертвоприношения-дем. Если площадь меньше – милостыня (садака), в размере одной фитры.

в) Если благовония нанесены на разные части тела одновременно, то требуется искупление в виде жертвоприношения - дем. А если благовония наносятся на разные части тела в разное время, то за каждое нанесение требуется отдельное жертвоприношение - дем.

г) Троекратное использование ароматизированной сурьмы требует искупления в виде жертвоприношения-дем, если использовалась дважды –  милостыня (садака), в размере одной фитры..

д) Не является условием искупления, чтобы действие благовония, нанесенного на тело, сохранялось в течение дня или ночи. Для искупления достаточно нанесение благовония.

е) Если площадь нанесения благовония на ихрам мужчин или одежду женщин больше 20 см², то искупление – жертвоприношение-дем, если меньше – милостыня (садака), в размере одной фитры.

За окрашивание волос хной в состоянии ихрам полагается искупление – жертвоприношение-дем.

3. Искупления, связанные с нарушением запретов на удаление волос

За сбривание или удаление волос на голове, сбривание и удаление волос из бороды, усов, подмышек и паха в состоянии ихрам полагается искупление.

а) За бритье всей головы или всей бороды, бритье или укорачивание волос не менее чем на ¼ головы, требуется возмещение – жертвоприношение-дем. Если меньше – милостыня (садака), в размере одной фитры.

б) Если побрить сразу голову, бороду, подмышки и остальные волосы на теле, это требует искупления – жертвоприношение-дем. А если побрить по отдельности, то требуется отдельное жертвоприношение-дем за каждое бритье.

в) Бритье затылка требует совершения жертвоприношения-дем, части затылка и усов (полностью или местами) – милостыня (садака), в размере одной фитры.

г) Бритье обеих или одной подмышки требует искупления в виде жертвоприношения-дем; части одной подмышки, груди, ноги или руки – милостыня (садака), в размере одной фитры.

д) Если, находясь в ихраме, постричь человека без ихрама – это требует искупления – милостыня (садака), в размере одной фитры.

е) Если при чесании головы или бороды выпадает три волоса, требуется искупление  - милостыня (садака), в размере ½ фитры.

4. Искупления, связанные с нарушением запретов на обрезание ногтей

Обрезание ногтей на руках и ногах в состоянии ихрам требует искупления.

а) Подстригание сразу всех ногтей на руках и ногах требует искупления – жертвоприношение-дем; если отдельно на руке и на ноге, за каждую часть тела – отдельное жертвоприношение-дем; если подстрижено четыре и менее ногтей на руке или на ноге, то за каждый ноготь дается одна милостыня (садака), в размере одной фитры.

б) Если, находясь в ихраме, подстричь ногти человеку в ихраме или без ихрама, это требует искупления – милостыня (садака), в размере одной фитры.

5. Искупления, связанные с нарушением запретов на интимные отношения

а) Если кто-либо, находясь в ихраме, вступил в интимные отношения до пребывания в Арафате, то его хадж прерывается. Он должен на следующий год повторно совершить хадж. Кроме того, за нарушение запретов ихрама на него накладывается искупление – одно жертвоприношение-дем.

б) Тому, кто вступил в интимные отношения после пребывания в Арафате, но до бритья головы и выхода из ихрама (до первого тахаллюль), полагается искупление – жертвоприношение-бадана, но хадж его не прерывается.

в) Тому, кто после первого тахаллюль, но, не выполнив таваф-зийарат, вступил в интимные отношения, полагается искупление – жертвоприношение-дем. Если это совершит паломник, совершающий хадж-кыран, ему полагается искупление за нарушение ихрама хаджа и ихрама умры – два жертвоприношения-дем.

г) Если вошедший в ихрам для умры вступит в интимные отношения до совершения не более четырех кругов (шавтов) тавафа, то его умра прерывается. Он выходит из ихрама. Умра для него становится долгом, а за нарушение ихрама следует искупление одно жертвоприношение-дем.

д) Страстные поцелуи и ласки супругов требуют искупления – жертвоприношение-дем.

е) Страстные взгляды в состоянии ихрам не требуют специального искупления.

6. Искупления, связанные с нарушением запретов на охоту

Охота на животных в состоянии ихрам требует искупления.

а) Учитывается стоимость животного.

б) Стоимость животного делится на стоимость одной фитры милостыни (садака)  и полученное количество милостыни раздается на такое же количество нуждающихся на территории Харам. Или за каждую милостыню  (садака) держится один день поста.

г) Если стоимость животного равна стоимости жертвоприношения, то на территории Харам совершается жертвоприношение.

д) Если стоимость животного больше стоимости жертвоприношения, то разницу в стоимости не требуется раздавать как милостыню.

Независимо от того, в ихраме человек или нет, ему не запрещено убивать ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся и насекомых, а также рубить сухие деревья и кустарники.

7. Искупления, связанные с нарушением запретов на порчу зеленых насаждений

Тому, кто рубит, ломает и вырывает дикорастущие деревья и растения на территории Харам, полагается искупление.

Если кто-то совершил это, он должен стоимость этого растения раздать как – милостыню.

Если рубить, ломать и вырывать культурные растения на территории Харам, это не требует искупления.

8. Бракосочетание находящегося в ихраме

Согласно ханафитскому мазхабу, нет запрета на бракосочетание того, кто находится в ихраме. Так как согласно хадису от Абдуллаха ибн Аббаса, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в состоянии ихрама сочетался браком с Маймуной (Муслим, Никах, 46).

Согласно шафиитскому, ханбалитскому и маликитскому мазхабам – бракосочетание в состоянии ихрама запретно.

9. Выбор искуплений

Кто нарушил запреты ихрама, касающиеся одежды, использования благовоний, сбривания волос и подстригания ногтей, требующие искупления жертвоприношение-дем, должен выполнить жертвоприношение-дем.

10. Влияние неосведомленности, забывчивости и уважительных причин на степень искупления

Нарушение запретов ихрама, имеющее или не имеющее уважительной причины, требует искупления. И в них нет разницы: совершены нарушения по знанию или незнанию, умышленно или ошибочно, вынужденно или добровольно, во сне или наяву, или по забывчивости. Кроме того, умышленное нарушение запретов является грехом и требует покаяния.

11. Время и место искупления

Для искупления за нарушение предписаний хаджа и умры конкретное время не установлено. Эти нарушения должны быть искуплены с момента их совершения и до конца жизни. Но совершить искупление как можно быстрее – лучше. Тот, кто не совершил искупления при жизни и не завещал его исполнения наследникам, является грешником. Однако если наследники совершат искупление, если даже оно не указано в завещании, то искупление принимается.

Пост и милостыня (садака) могут быть выполнены в любом месте.

Жертвоприношение искупления (как и другие жертвоприношения, связанные с хаджем) режутся только на территории Харам.

Милостыня и мясо жертвенных животных могут раздаваться не только на территории Харам, но и неимущим на других территориях.

12. Действия нейтральные (мубах [Мубах – термин исламского права, обозначающий нейтральные и произвольные действия, за которые человек не будет ни вознагражден, ни наказан]) для находящегося в ихраме

Перечислим те действия, которые являются мубах для находящегося в ихраме для совершения хаджа и умры.

1. Ловить рыбу, резать птицу.

2. Использовать неароматизированное мыло, наносить сурьму.

3. Делать обрезание.

4. Использовать зонт, укрываться в тени деревьев и навесов, носить поясную или наплечную сумку, ранец, рюкзак, носить оружие, кольца и наручные часы.

5. Убивать змей, скорпионов и других опасных животных и насекомых.

6. Снимать, стирать и менять полотна ихрама.

7. Чистить зубы, обрезать сломанные ногти.

8. Сдавать кровь.

9. Удалять зубы, принимать инъекции.

10. Закрывать поверхность раны повязкой, оборачивать тело одеялом, пледом, накидывать не плечи пальто или жакет, не продевая руки в рукава.

11. Есть мясо животного, убитого охотником, не находящимся в ихраме.

12. Заходить и сидеть в парфюмерной лавке.