1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Шестидневный пост месяца Шавваля

Хвала Всевышнему Аллаху, который дал нам возможность во здравии и благополучии провести месяц Рамазан. На протяжении всего месяца мусульмане всего мира постились, проявляли большое усердие в богослужении и различных благих делах, тем самым пытались достичь довольствия Всевышнего. Как правило, пик богоугодных деяний у правоверных мусульман приходится именно на этот благословенный месяц. В связи с этим по окончанию священного Рамазана у многих верующих образуется некое чувство грусти ушедшим дням. Образуется духовная пустота. Но жизнь на этом не заканчивается. Окончание Рамазана не снимает с мусульманина возложенную на нём ответственность перед Создателем, так же с ним не заканчиваются добрые поступки, помощь ближнему. По этому поводу в священном Коране Аллах Тагаля говорит: «Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе… (ат-Тауба, 36)». В данном аяте Всевышний Аллах желает сказать, что все месяцы перед Ним одинаково ценны. Человек, который с усердием проводит месяц Рамазан, а по окончанию священного месяца возвращается к прежнему образу жизни, игнорирует повеления Аллаха (фарзы), не остерегается запретного (харама), он ущемляет себя, поступает, как сказано в аяте, несправедливо по отношению к себе. У одного учёного спросили о людях, поклоняющихся и усердствующих лишь в месяц Рамадан, на что он ответил: «Наихудший народ – тот, который истинно узнаёт об Аллахе лишь в месяц Рамазан, поистине праведные – это те, которые поклоняются и усердствуют все месяцы».

Доводы шестидневного поста в месяц Шавваль

Исходя из этого, всё хорошее и доброе не должно заканчиваться после праздника Ид аль-Фитр, а напротив, должно продолжаться, ибо впереди есть и другие ценные и дорогие месяцы. Один из этих месяцев, является месяц Шавваль, следующий сразу после Рамазана. К нему нередко добавляют эпитет «аль-мукрам», что обозначает «щедрый». Ведь именно на первый день этого месяц приходит Ид аль – Фитр/Ураза – байрам, праздник, в котором мусульмане соревнуются в своей щедрости. Одной из особенности этого месяца является дополнительный шестидневный пост, который является сунной досточтимого Пророка (с.а.в.). в хадисе переданным от Абу Аййуба аль-Ансари (р.а.), Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал:

مَنْ صَامَ رَمَضَانَ، وَأتْبَعَهُ بِسِتِّ مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ

«Тот, кто постится месяц Рамадан и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Муслим, Сыям, 204, так же Тирмизи. Абу Дауд, ибн Маджа.) Имам ан-Навави в книге «Шахру Рамазан шахру аль-Хади валь Фуркан», поясняя этот хадис, сказал: «И это как целый год, потому что за каждое одно благое дело записывается награда – десять ему подобных, за месяц Рамазан – десять месяцев подобных, а за шесть дней – два месяца подобных». Да будет нескончаемая хвала Всевышнему Аллаху, который, по своей безграничной милости дал нам возможность с помощью шести дней уразы в месяц Шавваль, быть подобным тем, кто постится на протяжении всего года. Ведь именно Он в Священном Коране в 160-ом аяте суры аль-Ангам говорит: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние…» Воистину это является безграничной милостью Аллаха по отношению к нам, и мы не должны забывать воздавать за это хвалу.

Мудрость данного проста

Мудростью шестидневной уразы в месяце Шавваль, так же является дополнением недостатков обязательной уразы месяца Рамазана, как и, впрочем, мудрость всех остальных дополнительных желательных поступков, которые узаконил Аллах, чтобы дополнить посредством этого обязательные поступки. В одном из священных хадисов (кудси), приведённого у Имама Муслима, Всевышний Аллах говорит: «Посмотрите, есть ли у моего раба дополнительные деяния (нафиль), которые могли бы дополнить недостатки фарзов (обязательных деяний)!»

Это милость Аллаха, что Он установил к деяниям обязательным деяния желательные, через которые достигается полноценность в делах обязательных и которыми восполняются упущения. Заведя речь о дополнительных деяниях-поклонениях, мы не можем не привести следующий хадис переданного со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, Аллах сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (нафиля), пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет держать, и его ногами, которыми он будет ходить. И если он попросит Меня (о чем-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его, и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинять ему зла». (Бухари, Рикак, 38.).

В этом хадисе говорится о достоинствах дополнительных поклонениях (ибадатов), которые настоятельно рекомендуется совершать. Шестидневный пост в Шаввале следует тоже сюда относить. Более всего раб Аллаха приближается к своему Господу посредством обязательных (фарз) поклонений. Но, так как фарзы являются обязанностью каждого, то, чтобы, обретя особую близость к Нему, стать Его другом, нужны дополнительные ибадаты. Наконец, Всевышний Аллах, полюбив Своего раба, который приближается к Нему посредством нафиль ибадатов, станет его слухом, посредством которого он будет слышать, его зрением, посредством которого он будет видеть, его рукой, которой он будет держать, и его ногами, которыми он будет ходить. В каждом деле Он будет помогать ему. Чего бы Его раб ни пожелал, Он даст. Если Его раб прибегнет к Нему, то сохранит его. Всевышний Господь до такой степени любит таких Своих рабов, что не любит то, что не любят они. Даже из-за того, что они не радуются смерти, Аллах не хочет отнимать их души. Он объявляет войну тем, кто враждует с ними. (Выражение «… стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть» ни в коем случае не следует понимать так, будто Всевышний Аллах войдет в тело Своего раба. Это прекрасная и сильная метафора, означающая, что во всей жизни этого раба Аллаха божественная помощь будет проявляться всесторонне.)

Как правильно держать уразу в месяце Шавваль?

Пост в данном месяце можно держать в любые удобные дни, кроме естественно 1 числа данного месяца, на который приходит праздник Ураза байрам. В этот дни постится, является порицаемым деянием. По этому поводу приводится следующий хадис от Умара (р.а.): «Посланник Аллаха запретил держать пост в следующие два дня: первый из них – это праздник окончания поста Рамадана, а второй – это день праздника, когда вы едите мясо жертвенных животных» (Муслим, Сыйам, 138). Не желательно так же постится отдельно именно в пятницу. По мнению некоторых учёных нашего мазхаба этот пост лучше держать непрерывно шесть дней и приступать к нему после праздника. Данное мнение распространено в нашей местности. Так же советуется постится по два дня в каждой неделе Шавваля. Приступая к посту нужно непременно сделать намерение: «Я намереваюсь ради Аллаха соблюдать пост в месяце Шавваль».

Небольшое примечание.

Если есть пропущенные дни поста в месяц Рамазан, то нужно в первую очередь восполнить их (каза). Потому что пост месяца Шавваля является дополнением к обязательному посту, но, никак не его возмещением.

Наиль – хазрат Биктаев