1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

В Центральной Азии похоронные обряды приводят в соответствие с шариатом

Власти Казахстана намерены принять закон, в котором будут на официальном уровне зафиксированы правила погребения и облагораживания могил, сообщает Аstanatv.kz.

Это связано с тем, что похороны зачастую превращаются в очень затратное мероприятие.

«Сейчас в Казахстане предпринимаются попытки как раз таки ограничить расходы на погребение, которые сейчас на данный момент приняли чудовищные формы. В некоторых регионах Казахстана люди даже берут кредиты для того, чтобы произвести ритуал захоронения, построить мазары, надгробные сооружения», — рассказал директор ТОО «Спецкомбинат ритуальных услуг Алматы» Марат Исмаилов.

Духовное управление мусульман Казахстана уже разработало свои рекомендации для проведения обряда похорон и установки надгробных памятников, в котором в частности говорится, что нет необходимости строить мазар на могиле, а нужно лишь огородить ее.

Стоит отметить, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ислама порицал установку пышных надгробий на могиле. В одном из хадисов, переданных Ан-Нисаи, говорится, что Пророк запрещал покрывать могилы штукатуркой, сидеть на них или надстраивать что-либо над ними. Однако в версии, переданной ибн Маджей, говорится о том, что разрешено ставить на них камни, чтобы при посещении их можно было отличить от могил других людей и найти.

Ученые ханафитской правовой школы считали в связи с этим, что на могильном камне можно написать имя покойного, а ученые шафиитской школы – что даже такие надписи делать нежелательно. Исключения они делают лишь для могил великих ученых ислама и праведников.

Что касается распространенной в наши дни практики – написания аятов Корана на надгробиях то, исламские богословы имеют на это разные мнения.

Одни считают, что это не желательно, другие, что это запрещено, указывая на то обстоятельство, что надгробные плиты могут со временем разрушиться и написанные на них аяты упасть в грязь, могилы ровняются с землей и люди могут ходить по ним, в том числе попирая своими ногами священные аяты.

Стоит отметить, что Казахстан – не первая страна с преобладающим мусульманским населением на постсоветском пространстве где так или иначе пытаются законодательно ограничить затраты на похоронные обряды.

Так, в Таджикистане разрешено проводить только 40-дневные поминки, а количество гостей на них ограничено одной сотней человек. За соблюдением этого следят специальные чиновники.

В Узбекистане так же существуют ограничения на проведение поминальных обрядов.

В Кыргызстане на обсуждение парламентариев недавно был вынесен закон об упорядочивании традиций и обрядов. Согласно ему предлагается  обряд «жаназа» (похорон) проводить без ограничения количества участвующих, но без забивания крупного и мелкого рогатого скота, лошадей. Крупный рогатый скот запрещается забивать и для обрядов по случаю «третьего дня», «седьмого дня», «сороковины» и «годовщины» после смерти. На них можно пригласить не более 100 человек.

В обрядах похорон и траура вручение денег и других вещей запрещается, за исключением оплаты услуг могильщика и обмывальщика.

По мнению инициативной группы парламентариев этот закон должен поставить заслон на пути «показухе» — демонстративной трате больших сумм денег, моду на которую ввели представители состоятельных слоев общества.

islamnews.ru