1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

ПРОЩЕНИЕ И СОКРЫТИЕ НЕДОСТАТКОВ

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاء وَالضَّرَّاء وَالْكَاظِمِينَ
الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ

«(Богобоязненные – это те) кто расходует свои средства во имя Аллаха, будь они в достатке или в бедности, в радости или в печали, которые сдерживают гнев и проявляют снисходительность к людям» (Али Имран, 3/134)

وَالَّذِينَ يَجْتَنِبُونَ كَبَائِرَ الْإِثْمِ وَالْفَوَاحِشَ وَإِذَا مَا غَضِبُوا هُمْ يَغْفِرُونَ

«(Верующие – это те) кто избегает тяжких грехов и мерзостей, а когда приходит в гнев, прощает» (Аш-Шура, 42/37)

خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ

«(О Мухаммад!) Будь снисходителен (к людям), вели им творить добро и не водись с невеждами (не принимающими доказательств, и не препирайся с ними)» (Аль-Араф, 7/199)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Есть три вещи, в истинности которых я готов поклясться, если бы это было нужно:

– Деньги, данные вами в качестве подаяния, не уменьшат вашего имущества. Подавайте и жертвуйте!

– Если те, чьи права были ущемлены, простят ради Аллаха, в Судный день их степень и почет увеличатся.

– Кто избавит нищего от нужды, того Аллах одарит тем, в чем тот нуждается». (Имам Тирмизи).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Кто скроет недостаток другого, тот получит вознаграждение такое же, как за спасение девочки, которую хотели живьем закопать в землю. (Абу Дауд, Насаи, Хаким).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Если кто-либо не заметит и скроет недостаток своего друга, то по Воле Аллаха, это послужит причиной его попадания в Рай. (Имам Табарани)

Абу Хурейра (радыйаллаху анху) передал:

«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был среди нас, и мы увидели, что он смеется так, что видны его благословенные коренные зубы. Мы спросили:

– О Посланник Аллаха! Почему ты смеешься?

Он ответил:

«Два человека из моей общины стоят перед Всевышним Аллахом на коленях. Один из них просит:

– О мой Господь! Возьми мои права с брата, который меня угнетал. В Священном Коране в Суре «Ибрахим» сказано: «Каждый в день Суда будет требовать свои права, даже с самых близких родственников».

Всевышний Аллах говорит:

– О угнетатель! Верни притесняемому тобой брату его права.

Угнетатель отвечает:

– О мой Господь! У меня уже не осталось вознаграждений за мои благие дела.

На что угнетаемый говорит:

– О мой Господь! Пусть тогда взвалятся на него мои грехи».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) заплакал и сказал:

– Несомненно, это такой День, когда каждый человек будет хотеть избавиться от своих грехов, взвалив их на других.

Затем он продолжил:

«Всевышний Аллах скажет человеку, требующему свои права с угнетателя:

– Подними свою голову и взгляни на дары Рая.

Этот человек поднимет свой взор и увидит эти прекрасные удивительные дары и спросит:

– О мой Господь! Для кого все это?

Всевышний Аллах ответит ему:

– Для того, кто может воздать за все это его цену.

Угнетенный спросит:

– Кто же может обладать таким богатством?

Всевышний Аллах ответит:

– Ты можешь обладать.

Этот человек спросит:

– Каким образом я смогу обладать этим?

Всевышний Аллах ответит:

– Ты сможешь обладать этим, простив своего брата.

Угнетенный скажет тогда:

– О мой Господь! Воистину, я простил того, кто меня угнетал.

Всевышний Аллах скажет:

– Возьми своего брата за руку, и войдите с ним в Рай».

Пророк Муса (алейхис салям) спросил у Всевышнего Аллаха:

– Кто из рабов больше всех любим Тобою?

Всевышний Аллах ответил ему:

– Это человек, который, имея возможность ответить на причиненную ему обиду, все же простил обидчика.

Однажды сподвижники спросили у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), за что Он так сильно любит Али бин Абу Талиба (радыйаллаху анху).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Идите, позовите Али.

Один из сподвижников пошел за Али. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) же спросил у оставшихся:

– О мои сподвижники! Если вы сделаете кому-либо добро, а он ответит вам злом, как вы поступите?

Сподвижники ответили:

– Вновь сделаем ему добро.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) снова спросил:

– Если он вновь ответит вам злом, как вы поступите?

Сподвижники ответили:

– Вновь сделаем ему добро.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) опять спросил:

– Еще раз получив в ответ зло, как вы поступите?

Сподвижники опустили свои головы и не ответили на этот вопрос.

Пришел Али (радыйаллаху анху). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил его:

– О Али! Если ты кому-либо сделаешь добро, а он ответит тебе злом, как ты поступишь?

Али (радыйаллаху анху) ответил:

– Сделаю ему добро.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) задал этот вопрос семь раз. И каждый раз Али (радыйаллаху анху) отвечал:

– Вновь сделаю ему добро.

И затем сказал:

– Сколько бы он мне не отвечал злом, я буду делать ему добро.

Сподвижники сказали:

– О Посланник Аллаха! Мы уяснили причину того, почему ты так сильно любишь Али. Мы убедились, что он достоин такой любви.

И затем они вознесли Аллаху мольбу за Али.

Имам Ахмад Ар-Рифаи (рахматуллахи алейхи) сказал:

– Чертой праведника и духовно совершенствующегося является отсутствие глаза, видящего недостатки других.

Шейх Ад-Дамашки (рахматуллахи алейхи) сказал:

– Есть три наилучшие черты характера:

1. Прощать, когда есть силы отомстить.

2. Быть скромным, даже во время унижения.

3. Давать, не делая одолжений и ничего не ожидая взамен.

Великие праведники Ислама сказали:

– Если твой брат по религии доставит тебе какое-либо неудобство, то ищи в себе семьдесят причин, из-за которых это произошло.

Если твое эго (нафс) не воспринимает этого, то скажи ему: «Вот какой у тебя скверный характер, что ты вынуждаешь других делать тебе плохо».

Если недостаток твоего брата превращается в грех, то надо ему красиво и доступно объяснить, чтобы он прекратил это.

Ибрахим Ан-Нахаи (рахматуллахи алейхи) сказал:

– Не расставайся со своим братом из-за совершенного им одного греха. Раз он совершил его сегодня, то завтра он его не совершит.

Абу Дарду (радыйаллаху анху) спросили:

– Если твой брат совершил грех, будешь ли ты его считать врагом?

Он ответил:

– Грех – мой враг, а он – мой брат.

Дружить с кем-либо – это не грех, а прерывать дружбу – это грех. Если друг причинил тебе вред и попросил за это прощение, то лучше простить его. И даже если знаешь, что он неискренен, прости его.

В племени Бани Исраиль были два человека, которые сильно любили друг друга. На одной из горных вершин они вместе совершали богослужения. Один из них отправился в город за покупками. В харчевне его взор упал на некую женщину и задержался на ней. Хотел он этого или не хотел, он остался с той женщиной.

Спустя некоторое время друг отправился его искать. Узнав все, что с ним произошло, он пришел к нему. Но тот от стыда сказал своему другу:

– Я тебя не знаю.

Однако его друг ответил:

– Не переживай так, мое сочувствие к тебе очень велико, – и поцеловал его.

Он понял, что не упал в глазах друга. И сразу же покаявшись в своих грехах, он ушел вместе с ним.

Одно из Имен Аллаха Всевышнего – Аль-Гафур – Прощающий. Аллах наделил этими качествами Своих Пророков. Об этом сказано и в Священном Коране, и в Таурате.

Всевышний Аллах повелел нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) быть прощающим:

– О самый любимый Мною! Не придерживайся пути силы, а придерживайся пути облегчения.

Когда Джабраиль (алейхис салям) был спрошен о смысле этого аята, он ответил:

– Прощать того, кто причинил тебе зло.

В известном хадисе сказано, что в Таурате и Инджиле последнего Пророка характеризуют так:

«Он не грубый и не жестокий, а он прощающий и великодушный».

Хаджи Байрам Вали (рахматуллахи алейхи) говорил:

– Не разглашайте недостатки, постыдные поступки своих друзей и секреты своих соседей, т.к. эти вещи даны вам на сохранение (аманат), а растрачивать данное на сохранение – это один из противных поступков.

Это не означает потворствовать грехам, это значит не пустословить.

Перед Хишамом бин Абдуль-Маликом предстал один монах. Хишам бин Абдуль-Малик спросил его:

– Каково твое мнение по поводу Зуль-Карнайна (алейхис салям), был ли он Пророком?

Монах ответил:

– Он не был Пророком, но он достиг высокой степени благодаря своим четырем качествам:

- имея силу, он прощал;

- никогда не обманывал;

- держал данное им слово;

- сегодня он не думал о завтра (т.е. не загадывал наперед).

Человек, который, проявляя спокойствие и терпение во время угнетения, при появлении силы и возможности начинает мстить, не является великодушным.

Великодушный – это тот, кто терпит во время угнетения, а когда у него появляются силы, чтобы отомстить, он прощает.

Шейх Ибрахим Васуки (рахматуллахи алейхи) сказал:

– Когда богобоязненный раб расходует свое имущество на пути Аллаха, он своей щедростью подобен великому султану. Когда же он проявляет смирение, он подобен униженному рабу, и эти чувства живут у него в сердце.

Он не придает себе большого значения. Он стал султаном по причине того, что был добропорядочным и не дал эго (нафсу) возобладать над собой, прощал и видел все в свете добра. Он всегда радушен, никому не делает одолжений и никого не упрекает своими благими делами, хотя их и очень много.

Бывает так, что богобоязненному рабу по Воле Аллаха выпадает экзамен: его степень понижается. Если впавший в это состояние богобоязненный раб проявляет терпение, смиренно переносит это, не сердится и не переживает, прощает и проявляет щедрость, то Всевышний Аллах возвеличит его на желаемую Им высокую степень. В противном случае оставит его на том же уровне, не возвысит более его степень, «изгнав от Себя».

Абдуллах Тустари (рахматуллахи алейхи) сказал:

– Самая низкая ступень хорошего характера – взваливать на себя заботы других, прощать того, кто приносит зло.