1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Определение новолуния месяца Рамадан

Начиная с 29-го дня месяца Шаабан, вести наблюдения за небесной сферой для того, чтобы увидеть новолуние, является ваджибом. Чтобы завершить полный срок, таким же образом необходимо следить за зарождением луны месяца Шавваль. Если заметили луну месяца Рамадан, на следующий день все должны начать держать пост, если же небо заволокло облаками или тучами, нужно месяц Шаабан завершить на 30 день и начать соблюдение поста. Таким же образом на 29-й день Рамадана начинают следить за луной месяца Шавваль. Если луну заметили, на следующий день начинается «’ид-аль-фитр» (праздник разговления), если же луну не заметили, то все должны дополнить пост до тридцати дней. Начало и окончание месяца «камари» (лунного месяца) устанавливается путем наблюдения за новолунием. Тот, кто заметил молодой месяц, должен три раза произнести такбир. Как сообщал ибн Умар (радыйаллаху анхума), увидев молодой месяц, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) читал дуа:

«Аллахумма ахилляху ‘алейна биль-юмни валь-имани валь-амни валь-амани рабби ва раббукаллаху»

Перевод: О Аллах! Сделай этот молодой месяца источником изобилия, имана, мира и покоя! О луна! Моим и твоим Господом является Сам Аллах!» (Бухари, Саум, 11; Муслим, Сыям, 7, 17; Адахи, 41; Абу Дауд, Адаб, 202)

Принимают во внимание появление молодого месяца на небе после захода солнца. Абу Ханифа и Имам Мухаммад (рахматуллахи алейхима) считали, что с появлением молодого месяца до или после нахождения солнца в зените пост не начинают, так же и не разговляются. Ведь вполне возможно, что этот месяц относится к следующему вечеру. Абу Юсуф утверждал, что месяц, появившийся нахождения солнца в зените, имеет отношение к следующему вечеру, тогда как месяц, появившийся до нахождения солнца в зените, относится к предыдущему вечеру. После этого становится ясным: продолжать пост Рамадана или начинать празднование окончания поста. Это объясняется тем, что пока новому месяцу не будет два дня, он не покажется до захода солнца.

По мнению шафиитов, маликитов и ханбалитов, на молодой месяц, появившийся днем, не обращают внимания, ибо этот месяц, несомненно, имеет отношение к будущему вечеру. По этому вопросу даже мнения специалистов не имеет силы. Месяц должен быть виден в любом случае.

Методика определения новолуния месяца Рамадан

1. Чтобы определить наступление месяца Рамадан или праздника разговения, при ясной погоде новолуние должны увидеть множество людей. Определение количества людей зависит от законов отдельного государства. Заявление одного человека о том, что он видел новолуние, может породить различные сомнения. По мнению Абу Ханифы, если ясная погода, достаточно заявления двух свидетелей.

2. Если же погода пасмурная, то есть, если облачно, или туман, или пыльная буря, мешающая увидеть небо, то можно удовлетвориться свидетельством одного разумного мусульманина, который известен своей порядочностью. Как только такой человек заявит, что видел новолуние, нужно начинать соблюдать пост.

Критерием порядочности является наличие многих хороших качеств или, согласно другому заслуживающему доверие мнению, не должны быть известны его недостатки. При этом не имеет значения пол этого свидетеля, ибо религиозное предписание – наблюдать за новолунием – касается всех и похоже на передачу сообщения. При этом не обязательно, чтобы этот человек сказал: «Я свидетельствую». Заявление о новолунии делается перед судьей, а в той местности, где его нет, – на сельском или квартальном собрании. После чего, основываясь на этом заявлении, мусульмане начинают соблюдать пост.

Можно также делать подобное заявление перед судьей, опираясь на показания другого человека, который видел новолуние. Если же правитель страны или главный казый не примут заявление кого-либо, то ему необходимо одному соблюдать пост. Если же он в этот день не станет держать пост, впоследствии ему нужно сделать када, но каффарат не требуется, так как вполне возможно, что ему привиделся молодой месяц.

По мнению шафиитов, приказом судьи, который опирается на высказывание честного свидетеля, соблюдение поста для всех мусульман становится фардом, ибо известно, что Абдуллах бин Умар (радыйаллаху анхума) видел новолуние и сообщил об этом Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Опираясь на его заявление, Посланник Аллаха (саллал-лаху алейхи ва саллям) сам начал соблюдать пост и приказал соблюдать остальным мусульманам (аз-Зухайли, аль-Фикхуль-Исламия). Поэтому приказ судьи обладает непререкаемой силой и освобождает от негативных сторон, после чего пост становится обязательным и последователям других мазхабов.

Можно также издать приказ, исходя из косвенных свидетельств о наступлении месяца Рамадана. Например, если кто-то придет в суд с заявлением, что ему некто должен был выплатить долг в начале месяца Рамадан и приведет с собой двух свидетелей, которые заявят, что они видели новолуние, и посему Рамадан наступил. Судья вынесет постановление о выплате долга, но одновременно это служит приказом соблюдать пост и всем правоверным.

Если новолуние во время месяцев Шавваль и Зуль-хиджа было при пасмурной погоде, заявление о новолунии делается двумя честными мужчинами или одним мужчиной и двумя женщинами. Кроме того, нужно выяснить репутации этих свидетелей. Что касается обязательности свидетельского заявления или заявления истца, то в этом вопросе существуют разногласия.

Нет ничего порицаемого в том, если в той местности, где нет ни судьи, ни управляющего, в начале празднования окончания поста при пасмурной погоде, двое порядочных людей заявят о том, что видели новолуние месяца Шавваль.

Если при пасмурной погоде молодой месяц видел только сам судья, он может сделать объявление о начале поста, а может выбрать вместе себя представителя, который объявит это вместо судьи. Но что касается празднования окончания поста, то свидетельства одного человека недостаточно, так как речь идет о прекращении одного из важных видов поклонения – соблюдении поста. Кроме того, в этом случае необходимо свидетельство в отношении личностей свидетелей. Как известно, при защите прав человека необходимо свидетельство двух людей.

По преобладающему мнению шафиитов, при наступлении месяца Шавваль достаточно заявления одного свидетеля. И как только правитель издает приказ, начинается празднование окончания поста.

Несмотря на то, что погода пасмурная и правитель принял заявление двух свидетелей, если по истечению 30 дней поста не наблюдается новолуния месяца Шавваль, обращают внимание на следующее: если погода остается пасмурной, на следующий день пост не соблюдают и начинают празднование. По этому вопросу существует общее мнение. Если же погода ясная, то, согласно этому мнению, нужно соблюдать пост. Однако, согласно более достоверному взгляду, и в этом случае начинают праздновать.