1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Выступление Р.Р.Газизова на межрегиональной научно-практической конференции «Мусульманское образование. Опыт и перспективы»

Выступление директора школы «Яктылык» г.Самара Р.Р.Газизова на межрегиональной научно-практической конференции «Мусульманское образование. Опыт и перспективы», посвященной 20-летию медресе «Гали»:

«Духовность - это такое объемное и безграничное понятие, порой даже трудно представить ее в каких-то узких  границах. Нам, педагогам, ясно одно – мы в каждое совершенное нами дело вкладываем  элемент духовности, ведь  без этого воспитательный процесс не будет работать на окончательный результат.

Сегодня  я хочу поделиться частицей своего педагогического опыта по воспитанию элементов духовности у подрастающего поколения. Владея  общечеловеческими  критериями  воспитательного процесса, я с удовольствием  свою методику  воспитания  обогащаю татарской  народной педагогикой.

Чыгышымның шушы җирендә  мисал да китерәсем килә.
Авыл гомер-гомергә милләтебезнең әхлаки чишмәсе булып яшәп килде. Балачакта  кое янына килгәндә әбиләр: “Коега карама, су анасы тартып төшерер,-” дип кисәтәләр иде. Бала шикләнә. Коега тыгылып башын аска ими. Бу очракта  саклану чарасы  күздә  тотыла. Бала коега төшеп китмәсен. Бала  коега төкермәсен.
Су  коенырга барганда  картлар  әйтәләр иде: «Бакаларны үтермәгез, сыерның сөте  корыр”, — дип. Шуннан соң ничек инде бакага тиясең. Сыерның сөте корыса, каймаксыз, майсыз, катыксыз, эремчексез каласың бит.
Җиләккә барганда туглап җибәрерләр иде: ”Чәчәкләрне өзмәгез, алардан бал кортлары бал җыялар. Фәрештәләр чәчәкләргә куналар.”
Бер нәрсә бәхәссез. Тәрбияне нәтиҗәле алып барыр өчен дәү әти һәм дәү әни, әби-бабай, ата-ана яшәешен динебез Ислам тәглиматы буенча алып барырга тиешләр.

Я всю жизнь  присматриваюсь к  методике воспитания детей в благополучных семьях. Охотно  общаюсь  с ними, интересуюсь с  их  взглядом на текущие события, незаметно  для них допытываюсь,  как они это  преподносят своим детям и внукам. Слово духовность на татарском языке звучит руханият, рух. Не зря же у татар  религиозного  деятеля  называют рухани. Рухани — это имам. Заложен глубокий смысл, что имам – это воплощение духовного богатства  татарского народа.

В  классической  татарской  народной  педагогике  претворены в жизнь  все  постулаты нашей священной книги Коран. В воспитании  душевности, а душевность это элемент духовности  у татар, добиваются успехов  там, где в воспитательном  процессе подрастающего поколения  участвуют не только  родители, но и высоконравственные  дедушки и бабушки. Татарская педагогика основана на трезвый образ жизни. Отрадно, что с каждым годом увеличивается число некурящих и не употребляющих алкоголь.

Когда у детей нет этих двух пороков, слова педагогов доходит до них беспрепятственно. Но  самое  главное и трудное в том, что этих пороков не должно быть ни у родителей, ни у педагогов. Опыт  школы показывает, успех там, когда в школе создан, подобран родительский комитет, понимающий требования школы. В школе «Яктылык»  работают коллективы художественной самодеятельности по возрастным группам.   Организуются  культпоходы  по музеям, поездки в Казань, дети посещают концерты и театры. Работают спортивные секции. Только что во дворе школы оборудовали футбольную площадку. Опять вспомню народную педагогику. Татары на Курбан-байрам  друг-другу преподносят подарки. А подарок бедным и детям считается самым добрым поступком. Татарские бизнесмены подарили детям футбольное поле с искусственным покрытием стоимостью три миллиона рублей.

В школе работает кружок татарской борьбы. Зарплату тренерам дает один из татарских бизнесменов. Наша задача – воспитать настоящих  джигитов будущих защитников Родины, воспитать мужчин. Наше кредо – сильный мужчина, крепкая семья. И  когда к этой цепочке  присоединяется светская школа со своим интеллектуальным, образовательным уровнем,  мы  получаем ожидаемый хороший  результат. Опыт  школы «Яктылык»  показывает, у нас абсолютное большинство педагогов владеют татарской  народной  педагогикой, этот путь надежный и жизнеспособный…

Если мы говорим, что в семье в воспитательном процессе участвуют два поколения, такое же явление желательно сохранить и  в школе.

В педагогическом  коллективе наряду с молодыми должны  работать старшее  поколение учителей. Процесс  передачи  жизненного  опыта, мастерства, человеческих премудростей должен  быть  непрерывным  как в семье, так и в школе.  Мы сохраняем эту золотую жилу,  это в итоге дает  высоконравственных, духовно богатых, идеологически выдержанных граждан Отчизне».


Меню навигации