1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Информация о закяте-фитр

عن ابن عمر رَضِيَ اللّهُ عَنْهُما قال:فَرَضَ رسولُ اللّه زَكَاةَ الْفِطْرِ صَاعاً مِنْ تَمْرٍ أوْ صَاعاً مِنْ شَعِيرٍٍ عَلى كُلِّ عَبْدٍ أوْ حُرٍّ صَغِيرٍ أوْ كَبِيرٍ ذَكَرٍ أوْ أُنْثَى مِنَ المُسْلِمِينَ. أخرجه الستة

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возложил выплату одного са` фиников или одного са` ячменя в качестве закята аль-фитр на каждого мусульманина, молодого и старого, мужчину и женщину, свободного и раба». (Все шесть сборников). Региональным Духовным Управлением Мусульман Самарской области при ЦДУМ России определены и обнародованы суммы фитры, закята (обязательной очистительной милостыни, выплачиваемой по итогам года в месяц Рамадан) и фидии (денежного исчисления компенсации для тех, кто не в состоянии соблюдать пост).

Фитр - пожертвование месяца Рамазан следует уплачивать в размере 50 рублей за каждого члена семьи, (в том числе новорожденного).
Тем людям, которым обязателен закят, это пожертвование следует выплачивать из расчета 350 рублей.

Закят обязаны выплачивать с суммы выше 134141 рублей , которые хранились в течение года, в размере 2,5 процентов.
Для тех, кто не соблюдал пост (уразу) по состоянию здоровья и другим уважительным, с точки зрения шариата, причинам, размер фидии равен 150 рублей за каждый пропущенный день поста.

Милостыня аль-фитр – необходимая (ваджиб) ежегодная выплата со­стоятельных мусульман в конце месяца Рамадан в пользу бедных и нуждаю­щихся. Эта традиция берет начало со второго года хиджры – переселения пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в Медину, когда фитр-садака стала обязанностью для правоверных наряду с постом, до того как закят стал обязательным для му­сульман. «Фитр» в арабском употребляется в значении «исход поста». Отсюда и понятие – милостыня аль-фитр. Фитр-садака – знак благодарения Творцу, со­здавшему нас высшими творениями во вселенной и давшему возможность пользоваться Его дарами.

Это милостыня завершения поста. В отличие от закята, который должен выделять состоятельный мусульманин за свое имущество, фитр-са­дака является обязательной милостыней каждого верующего, заставшего хотя бы часть месяца Рамадан. Выплата милостыни аль-фитр налагается на каж­дого совершеннолетнего мусульманина, который должен выделить мило­стыню за себя и за мусульман, находящихся на его иждивении (даже если это новорожденный ребенок, появившийся на свет в последний день месяца Ра­мадан). Передается, что Ибн ‘Умар (радыйаллаху анхума) сказал: «Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вменил в обязанность раздавать милостыню аль-фитр каждому мусульманину – вольному и рабу, мужчине и женщине – в размере одного са‘ ячменя или фиников» (Бухари, Закят, 72).

Исходя из этого хадиса и следуя содержащимся в других хадисах ука­заниям, ученые сделали заключение, что милостыня аль-фитр считается необходимой (ваджиб).

Милостыня аль-фитр – действие, придающее посту завершенность и совершенство. Недаром ученые уподобили фитр-садака сажда-саху – поклону, исправляющему допущенные в намазе ошибки. Подобно тому, как поклон устраняет ошибки, допущенные в намазе, так и фитр-садака воспол­няет недостатки и недочеты поста. Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вменил в обязанность милостыню аль-фитр как очищение постящихся от праздных слов и занятий, скверных и несдержан­ных речей и помощи в пропитании бедных...» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Как мы уже отмечали, пост заключается не только в отказе от еды, пи­тья и половых отношений. Все эти действия относятся к физиологическим потребностям человека, тогда как в посте сочетаются и физи­ческие, и духовные стороны. Человек способен контролировать себя посредством всех органов, зрения, слуха до тончайших нюансов. Что касается общественной стороны милостыни аль-фитр, то эта тра­диция, связанная с праздничными днями, дарит радость бедным, разнообразит их скудный стол, помогает хоть в какой-то мере облегчить бремя нужды. В хадисе, переданном от Ибн ‘Умара (радыйаллаху ‘анхума), говорится: «В этот день (день праздника) не заставляйте просить бедных мило­стыню» (Ад-Даракутни).

Фитр-садака создает теплоту во взаимоотношениях между богатыми и бедными, помогает в какой-то мере сгладить различия в материальном уровне. Таким образом, нравст­венным смыслом этого вида поклонения является  пробуждение у богатых чувства сострадания и сочувствия к бедным.

Размер выделяемой милостыни

Милостыня аль-фитр выделяется в виде предусмотренного шариатом количества продуктов: с фиников, изюма, ячменя – 1 са‘ (один  са‘равен примерно3,33 кг), с пшеницы – половина са‘, либо выплачивается его денежный эквивалент (его размер следует узнавать в местных религиозных организациях, где рассчитывается сумма закята этого года с учетом финансовой си­туации в стране). Положение о милостыне аль-фитр, на первых порах казавшееся не­значительным и несущественным, при общем и широком рассмотрении об­ретает все больший размах, как в отношении материальных средств, так и в отношении участвующих в ее выплате людей.

Для кого обязательна фитр-садака

Ученые считают, что для выплаты фитр-садака не обязательно рас­полагать тем нормативным количеством имущества, которое предусмотрено для закята. Поэтому каждый правоверный, имеющий достаточ­ные средства, необходимые для существования, должен раздавать фитр-садака от своего имени и от имени своих иждивенцев. Выплачивать фитр-садака за супругу, совершеннолетних детей, своих родителей, родных братьев и сестер не входит в обязанность. Однако можно выплатить фитр-садака и за них.

Можно с уверенностью сказать, что столь низкий уровень доли выплачиваемого воздаяния в милостыне аль-фитр способствует тому, чтобы каждый мусульманин – от имеющего скромный доход до самого состоятельного – вкусил благо дарения, испытал удовлетворение и радость доброго участия в помощи ближнему. Эта практика, служащая развитию чувства социальной справедливости в обществе, является очень важной традицией.

Кому выплачивается фитр-садака

Исламский ученые единогласны в том, что фитр-садака выплачивается тем категориям людей, кому должен выплачиваться закят. Смысловой перевод аята Корана гласит:

«Поистине, милостыня [закят] принадлежит [выплачивается]:
- бедным [не относящимся к тем, кто выплачивает закят];
- нищим [неимущим и обездоленным];
- тем, кто занимается сбором и распространением закята;
- тем, кто близок к вере или еще слаб в религиозности своей;
- для выкупа и освобождения рабов;
- на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;
- на пути Аллаха (фи сабилил-лях);
- путникам.

Это обязательно для вас, и Господь Всезнающ, Мудр». (ат-Тауба,60)
Милостыню аль-фитр не полагается давать людям, имеющим достаток, при котором человек сам должен выплачивать милостыню. Целью мило­стыни является оказание помощи нуждающимся мусульманам.

Не выплачивается фитр-садака родителям, деду, бабушке, супруге, детям, внукам и тем родственникам, которые находятся на иждивении или попечении, – в этом случае подаяние возвращается к самому дающему. Хотя милостыня аль-фитр может быть выплачена всем категориям нуждающихся, имеющих право на закят, ис­ламские ученые единодушны в мнении, что при выплате фитр-садака предпочтение должно отдаваться неимущим и бедным мусульманам, ибо назначение фитр-садака – удовлетворение их нужд. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что закят «берется у богатых и раздается бед­ным» (аль-Бухари), то есть неимущие и необеспеченные люди в этом вопросе имеют преимущественное право.

Мусульманин раздает фитр-садака нуждающимся, начиная с родст­венников и соседей. Если в округе нет нуждающихся, то фитр-садака нужно отдать бедным праведным людям, проживающим в других местах. Предостережением от ошибочного шага при выплате милостыни аль-фитр служат для нас слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Воистину, есть люди, употребляющие деньги закята без прав. Им уготован огонь в Судный День» (аль-Бухари).

Когда необходимо выплачивать фитр-садака

Выплата милостыни производится в течение месяца Рамадан, но луч­шим временем считается время наступления дня праздника разговения ‘Ид-уль-фитр (сразу после захода солнца последнего дня месяца поста) до того момента, как будет завершен праздничный намаз. Однако если по уважительной причине фитр-садака не была выплачена до этого времени, то это следует сде­лать после праздничного намаза до захода солнца. Кто не выплатит фитр-са­дака, тот останется перед Всевышним должником. Поэтому наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), как передает Ибн Аббас (радыйаллаху ‘анху), сказал: «Милостыня аль-фитр принимается от тех, кто выплатил ее до празднич­ного намаза» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

10 августа 2012 (22 Рамазан 1433 года)


Меню навигации