1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Действия, нарушающие пост

Несоблюдение хотя бы одного из трех главных элементов поста, составляющих его основу, таких как воздержание от еды, питья и интимной близости, нарушает пост. Начатый и по каким-либо причинам нарушенный день поста должен быть возмещен. Что касается нарушения поста в месяц Рамазан, то, в зависимости от вида нарушения, может одновременно потребоваться «када» (возмещение) и «каффарат» (искупление), или же только возмещение.

Лексическое значение арабского слова «када» – выполнение чего-либо. В терминологии шариата это слово, помимо лексического, имеет значение «возмещение кем-либо не выполненного во время или начатого, но нарушенного поклонения, такого, как намаз, хадж или пост, осуществляемое в другое время». Лексическим значением слова «каффарат» является «укрытие, стирание». В терминологии шариата это слово означает определенный набор действий, установленных Всевышним Аллахом, к которым прибегает человек с целью заслужить прощение Аллаха за некоторые совершенные грехи и ошибки.

Каффарат (искупление) за пост в Рамазан требуется в том случае, если человек без каких-либо уважительных причин, сознательно и по собственной воле нарушил начатый пост. В случае нарушения других постов вне месяца Рамазан каффарат не требуется. Каффаратом (искуплением) за пост является освобождение раба, или соблюдение непрерывного поста в течение двух лунных месяцев, или кормление шестидесяти бедняков. Но вместо еды можно выплатить ее стоимость. Наряду с кафаратом необходимо также сделать покаяние и иметь твердое намерение не совершать подобного греха в будущем.

Шестидесятидневный пост, соблюдаемый в качестве каффарата, должен соблюдаться непрерывно, поэтому, если будет, пропущен, хотя бы один день, этот пост необходимо начать сначала. За несколько дней поста, нарушенных в одном Рамадане или нарушенных в разные годы, достаточно одного искупления. Теперь, после того как мы ознакомились со значением понятий «када» и «каффарат», перейдем к рассмотрению того, что нарушает, и того, что не нарушает пост. Действия, нарушающие пост будут рассмотрены в двух разделах: первый – это действия, за совершение которых требуется возмещение и искупление; второй – это действия, за совершение которых требуется только возмещение.

1. Действия, требующие «када» (возмещения) и «каффарат» (искупления):

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто нарушит пост месяца Рамадан без уважительной причины, установленной Аллахом, не сможет возместить его, даже если весь год проведет в посте» (Абу Дауд, Сыям, 38). Действия, входящие в эту категорию можно разделить на две группы:

а) Вступление в интимную связь

Вступление в интимную связь во время поста требует от обеих сторон возмещения и искупления. По этому поводу передается следующий хадис от Абу Хурайры (радыйаллаху ‘анху):
«Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха, как вдруг к нам подошел один человек и сказал:
- О Посланник Аллаха! Я погиб!
Посланник Аллаха спросил:
- Что случилось?
- Я вступил с женой в интимную связь во время поста, - ответил тот. Тогда посланник Аллаха спросил:
- Можешь ли ты держать пост два месяца подряд?
- Нет, - ответил человек. Тогда Посланник Аллаха спросил:
- Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?
Человек снова ответил:
- Нет.
Посланник Аллаха ничего не ответил ему. Прошло некоторое время, мы обсуждали происшествие, как вдруг вышел Посланник Аллаха с корзинкой, полной фиников, и спросил:
- Где тот человек, который спрашивал меня?
Человек сказал:
- Я здесь.
Тогда Посланник Аллаха сказал ему:
- Возьми это и раздай как садака.
В ответ человек сказал:
- О Посланник Аллаха! Разве есть кто-то беднее меня? Клянусь Аллахом, в долине Медины нет более бедной семьи, чем моя.
В ответ на это Посланник Аллаха рассмеялся, так, что стали видны его зубы, а затем сказал:
- Тогда возьми финики и угости ими свою семью (Бухари, Саум, 30; Хиба, 20; Нафака, 13, Каффарат, 2-4; Муслим, Сыйам, 81; Абу Дауд, Тахара, 123, Саум, 37; Тирмизи, Саум, 23).
Все мазхабы единодушны в отношении того, что интимная связь нарушает пост и требует как возмещения, так и искупления. Доказательством для всех служит этот хадис. В вопросе каффарата не существует другого доказательства, кроме этого хадиса.

б) Употребление пищи или того, что к ней относится

К этой категории относится употребление пищи, питья, курения табака и ароматических веществ, употребление наркотиков (что по своей сути является харамом – большим грехом)
Понятие «пища» включает в себя все виды продуктов питания, как готовых к употреблению, так и сырых; все виды сырого или сушеного мяса и мясную продукцию; все виды овощей и фруктов, а также зерновых, и те продукты, которые получены путем их переработки.
По мазхабу Ханафи, человек, нарушивший пост, употребив пищу или питье, подобен тому человеку, который нарушил свой пост, вступив в интимную связь.

2. Действия, требующие только «када» (возмещения):

Нижеперечисленные действия нарушают пост, требуя при этом только возмещения и не требуя искупления:

  • Употребление еды или питья по ошибке( не путать с забывчивостью).
  • Сознательное проглатывание орехов вместе со скорлупой, бумаги, ваты и им подобных предметов. Проглатывание данных предметов хоть и имеет внешнее сходство с приемом пищи, но при этом не имеет цели насыщения, поэтому в данной ситуации каффарат не требуется.
  • Проглатывание воды при полоскании рта и носа или лекарства, положенного в дупло зуба.
  • Проглатывание больших частиц еды, оставшихся между зубами (большой считается частица размером с горошину).
  • Проглатывание чего-либо размером с пшеничное зернышко, попавшего в рот извне либо проглатывание капелек дождя, снега.
  • Прием пищи утром, полагая, что время сахура еще не прошло, или вечером, полагая, что время ифтара уже пришло. В данном случае речь идет о приеме пищи по ошибке.
  • Нарушение поста по принуждению. (Если постящийся почувствовал сильное недомогание, боль, напрямую угрожающую его здоровью. Сюда так же можно отнести сильное истощение и обезвоживание организма).
  • Рвота, вызванная по собственной воле.  ( Если человека вырвало, не по его воле пост считается действительным).
  • Когда постящийся по своей забывчивости совершил действия нарушающий пост ( съел что то, попил), после этого подумав, что пост все равно нарушен, продолжает осознано есть и пить.
  • Если постящийся не сделал ночью намерение (ният), в последствии днем намерившись , но посчитал , что данное намерение не достаточно для держания уразы осознано нарушил пост.  По ханафитскому мазхабу во время Рамазана делать намерение на пост можно с заходом солнца  (с вечера)  до полудня.  Но самое богоугодное время для намерения является время перед имсаком, (рассветом).
  • Половое удовлетворение не естественным путем (мастурбация и тому подобное).
  • Попадание жидкости в организм через другие отверстия. Например, попадание воды через анальное отверстие во время истинджи, попадание воды через ушную раковину.
  • Ситуация когда человека насильно заставляют прекратить пост, ему стоит возместить его (када).
  • Наступление у постящий  женщин менструации и послеродового кровотечения. В это время им запрещено поститься. В данном случаи женщины восполняют пропущенные дни поста месяца Рамадан в другое время. Передается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) у нас были месячные, после которых очищались. Он говорил нам, чтобы мы восполняли пропущенные дни поста, но не говорил, чтобы мы восполняли пропущенные намазы» (Тирмизи, Саум, 67).

Материал подготовил Наиль – хазрат Биктаев, имам Самарской Исторической мечети.
2 августа 2012 года (14 Рамазан 1433)


Меню навигации