1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

История и современность

«Татары же великое почитание имеют к своему месту...»

К итогам мусульманского праздника в Шахри-Булгаре – взгляд в историю.

На минувшей неделе, 10 июня на месте столицы средневекового государства Волжской Болгарии (Булгарии) состоялся традиционный Всероссийский мусульманский жыен (сбор). Традиция эта крепнет из года в год. Возрожденный по предложению Организации Исламская конференция и инициативе Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) в 1989 году, в рамках празднования 1100-летия принятия ислама на Средней Волге, праздник собирает сейчас через двадцать с лишним лет  десятки тысяч татар, башкир, представителей других мусульманских народов. Что представляет из себя это зрелище - было снова и очень красочно и полно показано по телеканалу ТНВ и рассказано в национальных газетах.  Есть также сведения о том, что и некоторые федеральные каналы по несколько минут своего эфира уделили важнейшему событию в современной общественной жизни мусульман Волго-Уральского бассейна, тем самым сообщив об этом на всю Россию и весь мир.

Так что пересказывать то, что видели сами участники сбора и миллионы телезрителей в России, странах ближнего и дальнего Зарубежья, мы считаем, нет смысла.  Думается, будет более полезным совершить небольшой исторический экскурс и вспомнить, как Шахри-Булгар, после разрушения монгольскими завоевателями и пятисотлетнего забвения возвращался потомкам жителей древнего государства, уже в качестве уже исторического памятника... Город Великий Булгар (Болгар) — столица переставшей существовать Волжско-Камской Булгарии — находился в 6 км к югу от Волги, занимал территорию 6 тыс. кв. м и по конфигурации напоминал треугольник, основанием выходивший к Волге. Во второй половине ХХ века, после строительства в 50-е годы на Самарской Луке у Ставрополя (Тольятти) гидроузла и образования Куйбышевского водохранилища, Волга вплотную подошла к Шахри-Булгару.

В 1712 году комплекс сохранившихся построек был впервые обмерен и описан дьяком Казанской губернской канцелярии А. Михайловым в связи с размежеванием земли для строительства на месте развалин Булгара мужского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Через десять лет после этого, двигаясь вниз по Волге по пути в Персидский поход, царь Пётр I посетил давно покинутый людьми город. Пока 8 июня 1722 года в городке Тетюши менялись гребцы петровской флотилии, «Его Величество ездил в Болгары, город старинной, где была столица князей болгарских и жили народ, называемые болгары», - сообщают в «Походном журнале» его спутники. Пётр осмотрел остатки каменных сооружений — мечети, минарета, мавзолеев, бань, крепостной вал и каменные надгробья, повелел скопировать и перевести на русский язык тексты мусульманских и армянских эпитафий надгробий. Уже из Астрахани император прислал указ Казанскому губернатору А.П. Салтыкову после описания всех построек приступить к их реставрации. В следующем году были «столпов фундаменты подведены, также одни палаты, что называют турецкие бани, починены; и оные столпы и бани сверх починки сводов покрыты тёсом».

В следующем году Петру был прислан план Болгарского городища, составленный подполковником Казанского гарнизона Н. Савенковым и геодезистом И. Крапивиным. Они же сделали описание отреставрированных, по указу Петра I, построек и прислали об этом отчёт: «1723 году сентября в 25 день на Болгарах каменного древнего здание палата турецкая баня, починена и на старом фундаменте. К ней вновь пристроено и два столпа, на которых верхи наделаны, а о том значит опись и чертёж». В 1726 году на Болгарском городище были проведены первые раскопки.

В 1732 году на территории городища было закончено строительство монастырской каменной Успенской церкви. Её облик до сих пор не претерпел значительных изменений. Уцелевшие булгарские мавзолеи монахи приспособили для монастырских нужд. Одна из усыпальниц была превращена в церковь святого Николая, другая — в монастырский погреб. Каменные надгробия городища использовались как строительный материал. Важнейшую роль в судьбе городища сыграла Екатерина II. Она посетила Казанский край в 1767 году и, осмотрев Болгары, писала в Петербург: «Что тут ни осталось, построено из плиты очень хорошей, татары же великое почитание имеют к своему месту и ездят Богу молиться в сии развалины. Сему один гонитель, Казанский архиерей Лука при покойной императрице Елизавете Петровне позавидовал и много разломав, а из них построил церковь, погреба и под монастырь занял, хотя Петра I указ есть, чтобы не вредить и не ломать сию древность». В петровскую эпоху речь шла об остатках 70 каменных строений Булгарской эпохи, Екатерина II упоминала о 4, сейчас их 9. (Полностью это письмо было опубликовано в журнале «Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете» в 1907 году. Этот научный сборник с указанным документом мы обнаружили в отделе редких книг Самарской областной библиотеки).

Значит, наши предки почитали эти места еще много веков назад и посещение Шахри-Булгара – очень давняя традиция.

При Екатерине II, как известно, российская власть пожаловала некоторые права мусульманам. Именно в том, 1767 году императрица пришла к выводу, что  «в великом Государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами, весьма бы вредный для спокойствия и  безопасности граждан был порок, запрещение и недозволение их различных вер». Говоря в целом, после вошествия на престол новой царицы в течение нескольких лет произошел поворот в государственно-исламских отношениях. В частности, татарам и башкирам было вновь разрешено строить мечети. Посещение Екатериной города Булгара, вероятно, стало одним из толчков к новой политики «просвещенной императрицы» по отношению к иноверцам. После этого Екатерину II мусульмане Внутренней России стали почтительно называть «љби-патша”, то есть “матушка-императрица”.

...В 1770-х годах Петербургская Академия наук направила в Болгар экспедицию, руководимую академиком П.С. Паласом. В 1827 году сохранившиеся сооружения Болгара обмерил губернский архитектор А.К. Шмидт. В течение XIX века на территории городища велись археологические раскопки, и был опубликован ряд научных трудов по его памятникам.

Систематическое изучение памятника совместными усилиями московских, ленинградских и казанских учёных под руководством московского историка А.П. Смирнова началось после того, как в 1922 году городище получило статус историко-архитектурного заповедника. Кроме дошедших до наших дней построек Болгара, разбросанных на большом расстоянии друг от друга, археологи обнаружили фундаменты около 100 каменных строений... Вот такая краткая историческая справка. Те, кто регулярно ездит на жыен в Шахри-Булгаре видят, как возрождается бесценный памятник отечественной истории. Особенно много сделано здесь за последние два года, когда начал работать фонд возрождения двух важнейших историко-культурных объектов Республики Татарстан – Свияжска и Булгара. Его возглавляет первый президент Татарстана, ныне государственный советник РТ Минтимер Шаймиев. Многие здания нашей древней столицы реставрируются, некоторые строятся вновь. Есть и новые объекты, которые органически вписываются в ландшафт и архитектуру исторического заповедника. Среди «Ак мљчет» («Белая мечеть»), которая была торжественно открыта 10 июня 2012 года.

Подготовил Шамиль Галимов


Меню навигации