1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Имам мечети

МУРТАЗИН Мухаммет-Фатыйх Шигабетдинович (1875-1938), татарский просветитель, богослов и общественный деятель. Издатель и редактор первого в дореволюционной России татарского журнала «Иктисадъ» (“Экономика”). Благодаря М. провинциальная Самара в начале ХХ века стала всероссийским центром татарской общественной и культурной жизни.

М. родился в мае 1875 года в семье сельского муллы в деревне Сюндюково Буинского уезда Казанской губернии (по другим данным, д. Сендек Симбирской губернии). Молодость провёл в селе Дежемпе под городом Уральском (ныне в Казахстане). Закончил медресе в уездном городе Буинске, затем продолжил обучение в медресе при Юнусовской мечети  Казани. Благодаря самообразованию стал одним из просвещенных людей своего времени. Знал 11 языков, в том числе турецкий, персидский, арабский и другие.

На духовную службу в Самару был приглашён своим земляком - муллой второго (впоследствии первого) прихода Шихабеддин хазратом Минюшевым. В 1902 г. становится указным муллой в первом приходе. С 1904 г. - имам-хатыб Самарской мечети на ул. Казанской, 67 (ныне Историческая мечеть по адресу: ул. А Толстого, д. 61). Будучи имамом, Фатих хазрат все свои силы вкладывает в усовершенствование основанного Шихабеддин хазратом Минюшевым медресе. В начальной - мектебе и средней - медресе школах, расположенных в этой мечети, за весь период их существования проучились около 1000 учеников. Слушателями Самарского медресе были не только выходцы близлежащих уездов Самарской губернии, таких как Самарский, Бугурусланский, но и даже некоторых уездов Симбирской и Казанской губерний. В 1927 г. по решению президиума Самарского городского совета от 1 февраля было разрешено преподавание в мечети мусульманского вероисповедания. Самарское медресе "Шихабия" сделало Самару одним из окружных учебных и духовно-просветительских центров мусульман России.

Первый приход на Казанской улице стал также и центром выпуска мусульманской периодики. В мечети в течение пяти лет располагалась редакция уникального общероссийского издания на татарском языке - общественно-политического, научного и культурно-просветительского ежемесячного журнала "Иктисадъ" ("Экономика"). Его редактором, издателем и автором большинства статей был имам мечети М. После революции 1905 года в России издавалось большое количество мусульманской периодики, но у «Иктисада» было другое предназначение. По мнению историка Р.Амирханова, «Иктисадъ» вошёл не только в ряд флагманов татарской передовой печати, где стояли такие известные издания, как газеты "Юлдуз", "Вакыт", "Тарбия", "Магариф", журнал "Шура", но и явился первенцем российской мусульманской экономической периодики. О целях и задачах выпуска данного издания в предисловии журнала говорится: "ознакомить мусульман с состоянием дел в экономике, вооружить их научными знаниями в области торговли, агрономии, промыслов и промышленности и показать экономические пути использования национального богатства".

Журнал "Иктисадъ" основное внимание уделял экономической стороне жизнедеятельности: публиковал экономические обзоры, новости биржи и рынка, материалы о сельском хозяйстве и промышленности. На страницах журнала "Иктисадъ" нашло отражение обсуждение многих актуальных социально-экономических проблем мусульман Российской империи. Журнал много внимания уделял анализу различных экономических теорий, научной оценке ситуации в этой области, путей и форм получения выгод и прибыли. "Иктисадъ" освещал экономические проблемы с учётом этноконфес-сиональных особенностей татар. Знакомил мусульман с состоянием дел в торговле, агрономии, промышленности, информировал о ярмарках и сельхозвыставках.

На его страницах предпринимались попытки анализа и социально-политической ситуации как в целом в стране, так и в этноконфессиональной среде мусульман, в особенности татар.  В "Иктисаде" поднимается проблема права на труд, подчёркивая это как один из принципов Ислама. Почти все авторы журнала рассматривают вопрос благосостояния мусульманской нации, ибо с этим, на их взгляд, напрямую связаны интересы семьи, мусульманских общин, всей нации и даже целого государства. Причины отсталости мусульман, по их мнению, кроются в незнании законов экономики и неумении пользоваться ими. С этой целью журнал пропагандировал новые экономические теории, тем самым показывая татарам и башкирам пути выхода из бедности. Авторы журнала исполнены одним желанием - увидеть татарско-мусульманскую нацию экономически сильной и процветающей.

В  журнале имелись также разделы «Общий», «Общая хроника», «Местная хроника», где рассматривались разнообразные материалы о жизни самарских татар, мечети и медресе, о благотворительном Попечительском совете "Хайрия", а также иные, волнующие жизнь мусульман, проблемы. Журнал "Иктисадъ" выходил с сентября 1908 по сентябрь 1913 года достаточно большим тиражом 3 тысячи экземпляров. Печатался он привычным тогда для тюркских языков арабским шрифтом в крупной татарской типографии братьев Хусаиновых в Оренбурге и распространялся среди подписчиков по всей России. Издание это было не только ежемесячным, но и достаточно объемным - от 70 до 150 страниц в каждом из 60 номеров. Широкая география подписчиков - от Санкт-Петербурга до городов Восточной Сибири - говорит об авторитете журнала среди российских мусульман. Журнал "Иктисадъ" превратил Самару в своего рода центр экономического просвещения: вокруг журнала, будучи его читателями и авторами, сплачивались представители татарской интеллигенции.

Здание первой Самарской мечети приняло в себя не только редакцию уникального татарского журнала. В те бурные годы революций, войн и пробуждения национального самосознания мусульман мечеть стала центром общественно-политической жизни татар города и всей губернии. Сюда приезжали известные религиозные деятели, писатели и поэты, путешественники и купцы не только со всей Россия, но и из других стран.

Двухэтажный краснокирпичный особняк мечети стал местом встречи М. с поэтом Габдуллой Тукаем, который останавливался здесь в 1912 г. проездом в Уфу. Мечеть посещали классики татарской литературы Фатих Карими и Гадел Кутуй. М. поддерживал связи и встречался с видными татарскими общественными деятелями, писателями –  Ф. Амирханом, М. Бигеевым, Ю. Акчуриным, З. Валиди, М. Султан-Галиевым, Г. Исхаки и др.   М публиковался в журнале «Шура», газете «Вакыт» и других общероссийских татарских периодических изданиях. Вёл переписку с Л.Н.Толстым, был близко знаком с самарским краеведом Константином Головкиным, который ссылается в своих работах на данные, предоставленные ему М.
С Первой мечетью в значительной степени связано культурное развитие общины мусульман города и губернии в последней четверти XIX — начале XX вв.). М. стал инициатором создания в городе Первого мусульманского культурно-просветительского общества, устав которого был утверждён Самарским губернатором В. В. Якуниным 22 сентября 1907 года. Официальное открытие общества состоялось в помещении Самарской биржи, на котором М. единогласно был избран его председателем.

Согласно §1 Устава Первое общество мусульман ставило своей целью просвещение лиц мусульманского вероисповедания путем распространения образования, всестороннего и точного знакомства их с политическими и экономическими правами, оказание нуждающимся материальной помощи. Учредителями были заложены в Уставе несколько направлений по реализации поставленной цели. Так, за обществом признавалось право издания трудов своих членов, а так же произведений, распространение которых допускалось законом, открытия ремесленных и других школ, что в будущем позволило бы мусульманам - недавним выходцам из деревень, адаптироваться в городской поликультурной среде, содержать стипендиатов в высших и специальных учебных заведениях, устраивать санатории для бедных учащихся, оказывать помощь социально незащищенным, проводить публичные лекции, литературные вечера, курсы прикладных знаний, «народные митинги». Деятельность общества распространялась на всю Самарскую губернию.

За короткий срок своего существования Общество способствовало развитию национально-культурного и духовного возрождения мусульман, просвещения татар города и всей губернии. Его усилиями в 1907 г. в Самаре  открылась бесплатная библиотека для мусульман, в помещениях мусульманских школ в первом и третьем приходах в 1908 г. было организовано вечернее обучение взрослых татарской грамоте, для нуждающихся приобретались ученические пособия. Летом 1908 г. при медресе были устроены классы русского языка. В 1913 году мусульманское общество  выхлопотало от Самарского самоуправления разрешение иметь 4 русско-татарских школы с количеством учащихся: 90 мальчиков и 70 девочек. Для оказания материальной помощи нуждающимся в составе общества была создана комиссия по попечению бедных, а при самой мечети с 1909 года действовал Попечительский совет "Хайрия" ("Благотворительность"), в который входило около десятка зажиточных татарских купцов.

В 1911 г. М. первым из мусульман добивается разрешения на открытие в Самаре книжного магазина "Иктисадъ" недалеко от мечети, на улице Заводской (ныне ул. Венцека). В  магазине, наряду с мусульманскими изданиями, торговали русскими и иностранными книгами на турецком, арабском, фарси языках как для уммы, так и всего городского населения. Будучи активистом религиозного и национально-культурного движений мусульман Самарской губернии, М. в качестве делегата от татар Самары участвовал: в 1906 г. в работе II Всероссийского мусульманского съезда в Санкт-Петербурге, в 1911 г. — на съезде в честь 25-летия духовной деятельности муфтия Мухамедьяра Султанова. Состоял членом правления Самарского кредитного общества, Самарского «Кооператива просвещения». В послереволюционные годы и в период сталинских репрессий М. продолжал оставаться на посту имама, но уже не отдельного прихода, а, учитывая отказ остальных городских мулл от своих должностей, всей  мусульманской общины Самары. Однако духовная и общественная деятельность имама не осталась без внимания властных структур - за ним была установлена негласная слежка.

Первое культурно-просветительское общество Самары под председательством М. было закрыто 17 марта 1913 г. на основании предписания Министерства внутренних дел. Причиной обвинения и закрытия общества явилось то, что оно признано политической организацией, «имеющей своей конечной целью обособление интересов мусульман на религиозно-национальной почве». Политическую направленность в деятельности Общества Министерство усмотрело в § 4 Устава, согласно которому обществу предоставлялось право устройства «народных митингов».

17 февраля 1932 года по решению президиума Самарского городского совета была закрыта мечеть по ул. Обороны (бывшей Казанской). В решении, в частности, говорилось: "Принимая во внимание требование со стороны татарско-башкирского населения г. Самара о закрытии мечети, находящейся по ул. Обороны, считать возможным просьбу граждан о закрытии мечети удовлетворить, передав занимаемое ею помещение для развертывания культурно - просветительских учреждений нацмен (детские сады)".

Трагически сложилась дальнейшая судьба самого имама М. Фатих хазрат два раза сидел в тюрьме по ложному обвинению. Во второй раз в 1932-1934 гг. Третий арест стал для него роковым: согласно справке, данной в 1989 году начальником подразделения управления КГБ по Куйбышевской области полковником Валерием Куреневым, гражданин Муртазин был арестован 26 октября 1937 года и 14 марта 1938 года расстрелян в Куйбышеве "за антисоветскую агитацию и шпионаж". Посмертно реабилитирован 16 января 1989 года.

Фатих хазрат остался в памяти народа как один из национальных и духовных лидеров мусульманского сообщества России и последний харизматический имам самарской мусульманской общины.


Меню навигации