1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

О роли Ислама в системе воспитания, образования, духовно-нравственной консолидации населения

Для мусульманского народа во все времена свойственно особо почтительное отношение к образованию. Знания, книга для мусульман – это культовое явление. Пророк учит: «Стремление к знаниям является обязанностью каждого мусульманина».

Главная книга мусульман – Коран -это не только источник духовных знаний, она содержит фундаментальные сведения о Вселенной и человеке. По сути, Коран – это энциклопедия знаний, книга об истории, литературе, педагогике, психологии, медицине, экономике, юриспруденции и других областях знаний. В Коране 750 раз встречаются сюжеты, связанные с наукой и образованием. Сказано в Священном Писании:
«…кто получил мудрость – получил огромное благо» (сура «Бакара», аят 269).

С древнейших времён люди, учёные обращались к Корану в поисках знаний, научных открытий, для подтверждения или опровержения своих гипотез. Поныне все новейшие открытия науки подтверждают истины, изложенные 14 веков назад в Писании. Примечательно, что из шести главных сборников хадисов (вторая значимая книга для мусульман, представляющая предания из жизни пророка Мухаммада) в четырёх помещены специальные разделы, посвященные знанию. В сунне Пророка есть немало речений, подтверждающих значимость образования:

  • Ищите учения от колыбели до могилы;
  • Учёные – наследники пророков.

Назначение ислама – духовно-интеллектуальное становление человека, придание жизни осмысленного созидательного начала. Вера и знание – два основных требования Священного Писания. Вера делает людей праведными и чистыми, а знания, интеллект определяют им достойное место. Примечательно, что слова «гилм» (знание) и «иман» (вера) вместе с их производными в Коране употребляются равное количество – 811 раз. И мы с гордостью можем утверждать, что российские мусульмане, следуя священным книгам, отличаются относительно высоким уровнем образования.

О высокой грамотности татар, стремлении нации к образованию свидетельствует исторический опыт. Еще булгары (предки современных татар) обладали достаточно высокой письменной культурой. До проникновения письменности, основанной на арабском алфавите, в Волжской Булгарии было известно древнее тюркское письмо, которое лишь в 1Х-Х в.в. заменяется международной для Востока арабской графикой.

Известно, что духовное и светское образование для мусульман всегда были неразрывны. Обучение вменялось в обязанность каждому мусульманину. Как правило, первоначальные знания дети получали в школах при мечети. До нас дошли летописи Ибн Руста, где он сообщает, что не только в городах, но и во многих населённых пунктах Поволжья еще в IX веке имелись мектебе и медресе (татарские светские и конфессиональные школы). Ярый миссионер Я. Коблов, далеко не симпатизировавший татарам, был вынужден признать, что «при каждой мечети имеется непременно школа. Школьное дело у татар очень развито и неграмотных среди них почти нет: школы строятся на общественные средства и пожертвования».
О том, что это соответствует действительности говорят наблюдения и оценки высокой грамотности татар, данные многими русскими учёными в разные века, как Георги, К. Фукс, П. Знаменский и др.

М. Пинегин, председатель Казанского временного комитета по делам печати, отмечает, что «татарская масса не лишена, конечно, способности к восприятию новых идей, они доходят до неё через те школы, через молодых мулл и едва ли не главным образом через татарские газеты и журналы, проникающие в самую гущу населения, 80 процентов которого по своему грамотно».

Известны другие многочисленные факты и свидетельства очевидцев о высоком уровне образованности татар. С.Чичерина, специально изучив образование среди народов того же периода, писала: «…татары-магометане создали большую литературу и настолько развили самостоятельные школы, что числом учащихся превосходят русских». О высоком уровне образования татар подчеркнуто большим числом историков, этнографов, статистов, путешественников, составителей различного рода справочников, путеводителей в дореволюционной России, среди них, например, знаменитый Карл Фукс, проживший большую часть жизни в Казани и написавший фундаментальную этнографическую работу о татарах.

Духовное образование предшествовало светскому, определяло его необходимость. Стремление к знаниям приветствовалось и поощрялось духовенством. Благодаря мечети на Казанской улице (ныне Историческая мечеть на улице А. Толстого, 61) Самара стала своего рода региональным учебным центром для мусульман. В начальной -мектебе и средней – медресе школах, расположенных в этой мечети, за весь период их существования проучились около 1000 учеников. Слушателями Самарского медресе были не только выходцы близлежащих уездов Самарской губернии, таких как Самарский, Бугурусланский, Бугульминский, но даже некоторых уездов Симбирской и Казанской губерний. Та же Историческая мечеть стала центром выпуска мусуль¬манской периодики, в том числе, первого в дореволюционной России журнала на татарском языке «Икътисад» («Экономика»). Как видим, мечети являлись не только культовым учреждением, но и очагом духовной и культурной жизни мусульман. Духовенство формировало национальную элиту. Образование и наука среди татар в дальнейшем получили стремительное развитие. Широкую известность получили казанские школы химиков, математиков, медиков, историков-востоковедов и лингвистов-тюркологов.

Примечательно, что сорок процентов докторов и кандидатов наук в России приходится на татар. Количество лиц с высшим образованием, кандидатов и докторов наук как минимум удваивается каждые три-четыре года. Этот процесс примерно в равной степени затрагивает различные отрасли знаний. В целом состав ученых-мусульман таков: историки, философы, биологи, медики, экономисты, политологи, искусствоведы, филологи. Духовное состояние нации определяет не только уровень нравственности, но и будущее самой нации. Это очевидно. Как и то, что бездуховная нация более подвержена порокам: лживости, жестокости, деградации. Важнейшая задача Ислама – это духовно-нравственное совершенствование человека. На протяжении многих веков Священное Писание служит кодексом нравственности, так как в нём сосредоточены моральные нормы жизнедеятельности мусульман, прошедшие испытание временем. Многие народы мира и сегодня живут по нравственным канонам Ислама.

Интересно, что у мусульман вера в Аллаха – иман – это не только религиозный термин, это также понятие совести и нравственности; ср. противоположное: «имансыз» означает как «неверный» («неверующий»), так и «безнравственный».
По сравнению с последователями других религий, мусульман в меньшей степени коснулись разрушительные силы. Среди них значительно меньше (на душу населения) алкоголиков и наркоманов, а многим мусульманским народам вообще чужды женский алкоголизм и наркомания.

Многие установки Ислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Дети считаются одним из величайших благодеяний Аллаха. Аборты запрещены Исламом. Многодетные матери пользуются почетом и уважением.
У мусульман практически нет брошенных на произвол судьбы стариков и детей, очень мало детей, состоящих на учете в милиции. Меньше больные венерическими болезнями, в том числе, и СПИДом.
Статистические данные свидетельствуют: среди мусульман в целом значительно ниже преступность на бытовой почве и на почве алкоголизма. О нравствен¬ной устойчивости последователей Ислама свидетельствует и то, что среди них намного меньше случаев суицида.

Ислам способен справиться со многими из социальных зол, терзающих сегодня мир. Яркое тому доказательство – практическое отсутствие у мусульманских народов Северного Кавказа домов престарелых, детских домов и детской беспризорности, захлестнувшей европейскую часть России. Отсутствие алкоголизации, наркомании, проституции. Трезвая, здоровая и неразвращённая молодежь. Практика подтверждает: там, где существует традиция духовного образования, где дети в семьях получают религиозное воспитание, вырастают высоконравственные, совестливые люди, выстраивающие свою жизнь в соответствии с предписаниями Ислама.

Международная организация по вопросам образования ЮНЕСКО стратегической задачей образования в XXI веке ставит: научить детей жить вместе, независимо от границ, рас, верований. В современном мире существуют дискриминация, нарушение прав национальных, этнических, конфессиональных меньшинств. Проявление национализма и религиозного экстремизма становится частым явлением среди молодёжи нашей страны. Сегодня школа в поисках путей и способов противостояния насилию и экстремизму, культу силы и безнравственности всё чаще обращается к духовно-нравственным ценностям религии. Основная задача школы и религиозных конфессий – способствовать миру и согласию. Ислам учит, как сохранить достоинство, мир и спокойствие. В Священном Коране иудеи и христиане именуются людьми Писания и ставятся вровень с мусульманами. Между мусульманами, христианами и иудеями – близость, которая выражается в единобожии:
«И наш Бог и ваш Бог един, и мы ему поклоняемся».

Поэтому, когда говорят, что обязанность мусульман – вести борьбу с иноверцами – это принципиально неверно. В Коране содержится мощный идейный потенциал, который создает духовную основу для организации доброго сотрудничества между народами во имя их общего благополучия: «Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев…» (сура «Комнаты», аят 49). Таким образом, важнейшая миссия Ислама – сохранение и развитие мирного межконфессионального общения, взаимопонимания, уважения и веротерпимости между народами.

Исламская интеллигенция России представляет собой не только высокообразованные слои общества, но и отличается повышенной мерой социальной активности и социальной ответственности. Особую ценность приобретает исламская интеллигенция в современной стадии развития общества, когда Россия устанавливает и развивает утраченные позиции сотрудничества со своим естественным союзником – мусульманскими странами. Важное значение имеет вступление России в межгосударственную организацию «Исламская конференция».

Д.Ю. Гатин
ведущий специалист министерства образования и науки
Самарской области, доцент, кандидат филологических наук


Меню навигации